Р!

Шаманский тайлган против лесных пожаров

Цветущие поля, по которым гуляет прохладный ветер и разносит на километры стрекотание кузнечиков, и шум байкальских волн. Это остров Ольхон — место, где отдыхает тело, душа и сознание. Именно здесь собрались десятки шаманов, чтобы попросить помощи у духов природы в борьбе с огнём, который губит сибирские леса.

Неподалёку от главного посёлка Ольхона — Хужира — есть большое поле с многолетними соснами. Шаманы часто приезжают сюда и общаются с могущественными духами байкальских земель. Такие обряды называются тайлганами. В этом году собралось около 50 шаманов из Иркутской области, Республики Бурятии и Карелии, Забайкальского края, Монголии, Украины и Германии.

Перед тем как начать обряд, они подготавливали свои ритуальные одеяния и настраивались на молитву. В это время на поле собрались люди и выбирали удобные места: кто-то просто чтобы посмотреть, а кто-то чтобы войти в транс под звуки молитв.

Ещё можно было попросить шаманов, чтобы они помолились духам за здоровье и благополучие для себя и своих близких. Для этого на поле было оборудовано место, где любой мог написать на листочке имя и возраст. После обряда все списки зачитывались.

За несколько минут до обряда всюду слышались разговоры на бурятском языке и звон колокольчиков. Шаманы выстроились в ряд. Верховный шаман Заарина-боо Баир Цырендоржиев еле слышно говорил то на русском, то на бурятском.

— Сегодня мы молимся, глядя на скалу Шаманку. Для нас это место имеет важное значение, мы его называем дворец. Именно около этого дворца собирались высшие 13 божеств — хранителей Сибирского и Дальневосточного регионов, — которые спускались на землю и проводили собрание, — медленно сказал Баир и попросил остальных шаманов представится и поприветствовать всех гостей, а затем приступить к тайлгану.

После этого шаманы подошли к своим нарядам, которые были развешаны вдоль поля, где проходил обряд, что-то прошептали над ними и только потом одели. Под ярким солнцем, которое пробивалось сквозь дым от лесных пожаров, участники тайлгана расселись на свои места.

У каждого шамана был свой стол, где лежали необходимые продукты для ритуала: кумыс, водка, сладости и разные атрибуты. Вооружившись бубнами и специальным головным убором, они начали призывать 13 божеств и своих родовых духов.

На поле, где до этого было относительно тихо, зазвучали барабаны и песни. Стало немного жутко. Каждый шаман читал молитву, стучал в бубен и двигался в такт песне. Сквозь чёрные верёвочки на шапке они смотрели на поле впереди них, где стояли молодые берёзки, украшенные красными и голубыми ленточками.

В это место на их зов должны были спуститься духи. Журналисты то и дело пытались сфотографировать обряд с «лицевой стороны». Но заступать на землю, куда приглашали духов нельзя. Шаманы между делом кричали на всех, кто пытался ступить на поле: «Уйди отсэдова! Ты беду на себя хочешь?».

Спустя полчаса пришло время для ритуала с подготовленными берёзками, которые нарядили в ритуальные украшения. Вокруг них пропели молитвы.

От этих же деревьев молодые парни отрубили несколько веток для ритуального костра, рядом с которым лежали бараньи потроха. Во время этой части ритуала поднялся ветер, в небе над полем собрались облака и закрыли без того невидное солнце.

В это время шаманы хаотично расселись по полю на маленькие стульчики. Теперь их песнопения стали громче и были больше похожи на нечеловеческие крики.

— Для чего на шапке нужны глаза? — спросила я у одного из помощников шамана.

— Мы зовём духов на землю и пригашаем вселиться в наше тело. С помощью этих глаз дух смотрит и общается с нами, — пояснил он.

Девушка, которая собирала списки с именами для молитв, сказала мне, что песнопения могут идти быстро, а могут и 6 часов. Все шаманы разные по силе, поэтому настраиваются по-разному. Дожидаться конца ритуала я не стала, да и смотреть на сожжение хоть и мёртвого, но всё-таки животного тоже не было желания, поэтому я ушла, оставив своё имя на листочке.

***

По последним данным, только в Иркутской области горит больше 600 тысячи гектаров леса. Гибнет не только богатый сибирский лес, но и его обитатели: птицы, животные. Будет ли толк от усилий шаманов – не знаю, но, как говорится: на войне все средства хороши.

2 отзыва

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

странные они конечно ребята  

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

есть кто в это верит, да

ОБСУЖДАЕМОЕ
ОБСУЖДАЕМОЕ
ОБСУЖДАЕМОЕ
ОБСУЖДАЕМОЕ
ОБСУЖДАЕМОЕ
ОБСУЖДАЕМОЕ
ОБСУЖДАЕМОЕ