Р!
23 НОЯБРЯ 2019
22 ноября 2019
21 ноября 2019

Ректор ИрГУПС: Нужно без эмоций подойти к созданию опорного вуза

В октябре 2015 года Министерство образования РФ запустило масштабную реформу высшего образования, объявив первый этап конкурса среди вузов страны для создания опорных университетов. Общий посыл реформы — уменьшить число вузов, но улучшить качество получаемого в них образования, в том числе за счёт роста объёмов госфинансирования — на данный момент речь идёт о 200 миллионах рублей на каждый опорный вуз ежегодно в течение первых трёх лет. Председатель совета ректоров вузов Иркутской области и ректор Иркутского государственного университета путей сообщения Андрей Хоменко в интервью порталу «ИрСити» высказал свои соображения о целесообразности участия региона в этой федеральной программе.

В Иркутске тема создания опорного вуза вызвала массу противоречивых высказываний от политиков до представителей университетов. Замгубернатора области Виктор Игнатенко поддержал идею, заявив, что это повысит конкурентоспособность местной высшей школы по сравнению с соседними регионами, и посоветовал участвовать в конкурсе уже с первого этапа. Ректор ИГУ Александр Аргучинцев уже изъявил желание вуза стать частью опорного учреждения. Однако губернатор Сергей Левченко высказался негативно о нововведении, приведя в пример негативный опыт реформ в иркутских педагогической академии и лингвистическом университете. На сегодняшний день вопрос по участию области в конкурсе остаётся открытым.

О целесообразности участия в программе

— Если посмотреть государственную стратегию развития образования до 2020 года, то, в конечном итоге, мы должны подойти к такой структуре – национальные, федеральные, научно-исследовательские и опорные вузы. Что касается отраслевых, то их предполагается оставить всего 80. Который из них и по каким критериям войдёт в это количество, пока неизвестно.

Учитывая тот статус, который государство придаёт опорным вузам, создание такого университета в Иркутске, безусловно, положительный фактор, так как опорные вузы предполагается наделять преимущественным правом подготовки магистров, аспирантов, иметь диссертационные советы. Останется ли это право у вузов, не вошедших в систему опорных, пока точно не известно. Не исключено, что они останутся за бортом подготовки кадров высшей квалификации. Тогда мы рискуем получить практически отсутствие в регионе возможности подготовки таких специалистов, она останется только в ИрНИТУ. Но ведь совсем не факт, что один вуз способен полностью обеспечить потребность всех участников местного рынка труда.

Что касается предложений конкретных форм и механизмов создания опорного вуза в Иркутске, то я бы сам не стал и коллег бы своих предостерёг от эмоциональных высказываний. Это преждевременно именно потому, что больше половины высших учебных заведений нашего города – отраслевые. И пока их судьба не определена, предлагать какие-то решения, а тем более формы объединения, бессмысленно. Поэтому я считаю, что в первом этапе конкурса, который объявлен на 15 вузов, нам участвовать нецелесообразно, пока правительство не сформулирует чёткую позицию о судьбе отраслевых вузов, и не определится статус каждого из иркутских отраслевых университетов. В ближайшее время это произойдёт, и ко второй и третьей волне реформы мы должны подключиться.

О перспективах слияния иркутских вузов

— Я бы просил своих коллег не высказываться односторонне, на базе какого вуза создать университет, либо кого к кому присоединить. Это некорректно, ведь вхождение того или иного образовательного учреждения в опорный вуз – это решение, в первую очередь, коллектива каждого вуза, и при отсутствии такового рассуждать о том, кто с кем должен объединиться, неправильно.

С моей точки зрения, опорный университет должен создаваться как новое образовательное учреждение на базе нескольких учебных заведений, которые должны равноправно войти в него. Именно равноправно – для того, чтобы не стереть историю каждого и сохранить все позитивные традиции, которые были накоплены за всё время их существования. Мы, по сути, обсуждаем форму, не уделяя должного внимания содержанию. Плюсы и минусы для каждого из партнёров, входящих в состав опорного вуза, как раз и должны быть определены в содержании такого слияния.

Мы с коллегами, безусловно, обсуждаем этот вопрос в рабочем порядке, диалогах. Однако для формирования позиции представителей высшей школы Иркутска по этому вопросу единственная площадка, которая подходит для решения такого рода вопросов – это, конечно, совет ректоров. Считаю, что обсуждение и решение этого вопроса не должно обходиться и без представителей регионального правительства, потому что поддержка властей в создании на территории области опорного университета – это один из ключевых моментов в условиях конкурса. И здесь необходимо определиться в главном, какую задачу будет решать для региона опорный университет.

Что мы имеем на сегодняшний день: судьба отраслевых вузов пока не определена, а национальному исследовательскому университету формально не запрещено участвовать, но его нынешний статус выше опорного, поэтому логики в этом нет. В такой ситуации участие в проекте пока могут рассматривать для себя только два вуза Иркутска – Иркутский государственный университет и Байкальский государственный университет экономики и права (на данный момент Байкальский государственный университет – прим. ред. ). Однако даже объединение таких двух мощных вузов без подготовленной основы, а просто для того, чтобы принять участие в первой волне программы и получить финансирование, просто нецелесообразно. Оба этих вуза – мощные образовательные комплексы с серьёзными научными школами, и простое механическое объединение скорее навредит им обоим, а не принесёт пользу и дальнейшее развитие. Погоня за, прямо скажем, не таким уж и существенным финансированием, которое предлагает министерство даже на первом этапе конкурса, не стоит того, чтобы бессмысленно лепить воедино такие весомые для региона и самодостаточные вузы. Мы от этого только проиграем, на мой взгляд.

Но если предположить, что все отраслевые вузы Иркутска тоже смогут участвовать в создании опорных, то можно рассматривать несколько вариантов объединения, опять же для решения двух задач. Иркутск должен приумножать развитие фундаментальной науки, готовить кадры на месте для развития научных школ и академического образования с одной стороны, и при этом максимально постараться сохранить направление, приближенное к практическому инженерному.

Эти вопросы должны цивилизованно и без эмоций обсуждаться в научно-образовательном сообществе. Я уверен, что после первого тура будет корректировка правил игры, и тогда мы сможем уже системно смотреть на всю образовательную систему Иркутской области.

О задачах опорного вуза

— Во-первых, это оптимизация специальностей и направлений подготовки. Мы должны убрать дублирование и поставить в соответствие спрос и предложение. И здесь необходимо особо обратить внимание на перспективу развития региона, на те специальности, которые будут востребованы в будущем, пойти на опережение. Сегодня у нас нерационально происходит распределение трудовых ресурсов, поэтому сейчас совет ректоров совместно с правительством Иркутской области занимается формированием эффективной системы мониторинга по прогнозированию востребованности профессий – как в текущей ситуации, так и для перспективного развития – для того, чтобы образовательное сообщество имело возможность привести в соответствие собственные программы, а возможно, и рассмотрело необходимость открытия новых специальностей. Это не значит, что мы меньше будем принимать студентов, но, вполне вероятно, изменится набор специальностей, которые потребует от нас работодатель. Конечно, мы об этом давно говорим, и у нас есть некоторые успехи в этой работе, однако, несмотря на это, пока у нас взаимодействие с крупными игроками рынка труда и руководством региона заканчивается на уровне понимания его необходимости, а реального механизма такой работы нет.

Во-вторых, как раз создание опорного университета может и должно стать толчком того, чтобы эти пожелания нашли свою практическую реализацию. Для этого необходимо создать координационные группы под эгидой администрации области, куда войдут работодатели и представители учебных заведений. И эту работу необходимо проделать в кратчайшие сроки, однако очень качественно. Торопиться не спеша, я бы сказал.

Вот это первоочередная задача. Проделав эту работу в сжатые сроки, мы должны не эмоционально, а на сухом языке фактов подойти к обсуждению участников и формы опорного университета или университетов в Иркутске. Сначала сформировать задачи, которые мы планируем решить, а уже потом обсуждать, какие вузы могут максимально эффективно реализовать эти планы, объединившись в опорный вуз. А никак не наоборот.

Совет ректоров готов стать площадкой для обсуждения всех этих вопросов и выработки решений, однако без участия правительства области, без входных данных, знания перспективы развития региона, мы, к сожалению, можем только теоретизировать. Поэтому мы, безусловно, надеемся на тесное сотрудничество с руководством региона.

О сравнении с федеральными университетами

— Не нужно проводить аналогии с созданием федеральных университетов. Мол, ректорский корпус Иркутска опоздал, и вуз создали в Красноярке. (в 2006 году в Красноярске был создан Сибирский федеральный университет путём объединения четырёх местных вузов-прим.ред) Создание федеральных университетов было решением сверху, сейчас же иная ситуация. Министерство образования и науки, пожалуй, в первый раз решило поощрять инициативу самих вузов. Здесь, конечно, есть свои подводные камни. Но раз нам такое право дали, глупо будет использовать его бездумно.

Добавить отзыв

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить
  • Правила