Р!
15 НОЯБРЯ 2019
14 ноября 2019

«Марсианин»: Чертоги разума

Спорить про то, насколько научную книгу написал программист Энди Уир – полезнейшее занятие: для избиения оппонента можно вспомнить весь курс школьной программы по естественным наукам, а заодно выяснить два десятка новых фактов из Википедии. Экранизация, судя по всему, только подстёгивает этот процесс саморазвития – и уже потому её надо приветствовать. У тех же, кого законы физики и химии интересуют в последнюю очередь, есть другой повод для ликования: «Марсианин» — это по-настоящему хорошее кино.

Космос, как и шпионы, возвращается на экраны – и возвращается с триумфом. Как ни ругать последний фильм Вачовски – но всё же это космоопера, и как ни печалиться насчёт истеричности героев Нолана и беззастенчивого грабежа «Космической Одиссеи» – а всё-таки «Интерстеллар» был великолепен, как и куароновская «Гравитация». Другое дело, что всё это были приключения нервов, которые даже в самом великолепном антураже трудно выносить два часа. «Марсианин» предлагает нам приключение разума, одновременно захватывающее и банальное. Ну, серьёзно – что может быть более банальным, чем история про человека на необитаемом острове? Сценарист Дрю Годдард и режиссёр Ридли Скотт, взявшись за один из самых невозможных для экранизации романов, напоминают нам, что банальность – это на самом деле затёртая истина, и ничего нет интереснее, чем сидеть в зале с раскрытым ртом и прикидывать, на каком именно моменте происходящего с Марком Уотни ты бы сошёл с ума, даже если бы был биологом.

«Марсианин» — это кино про людей, науку и космос, именно в таком порядке. Будучи экранизацией производственного романа, он идеально отражает дух книги, в которой герою приходится час за часом решать сотни задач — последовательно, не впадая в панику и сохраняя чувство юмора. И тем же самым заняты сотрудники NASA на земле, перед которыми стоит чисто техническая задача забрать человека с Марса до того, как он там умрёт с голоду или от иных бедствий, на которые так щедра Красная планета. Пусть иногда Ридли Скотт увлекается чисто американским «мы своих не бросаем» — это не такой уж недостаток. В конце концов, чего бы и стоило человечество без идеализма? Размышляя глобально — такое человечество и в космос-то пускать нельзя, переломают же всё, сволочи. Вон, на Землю посмотрите. И тем ценнее то, что в фильме нет ни одного «злодея», умученного трусостью, тупостью или соображениями карьеры. Кажется, каждый из героев понимает, что вот сейчас он занят самым важным и интересным делом в жизни, а уволят его потом или нет – это будет обязательно, но потом. Спокойный процесс принятия осознанного решения – одно из достоинств фильма хотя бы потому, что нам уже давно ничего такого не показывали.

В «Марсианине» идеально всё: работа оператора, монтажёра, спецэффекты, космос, подбор актёров, диалоги, монологи… Мэтт Деймон играет одну из лучших ролей в своей карьере, и остальные не отстают, даже появляясь ненадолго. У всех, от Майкла Пенья и Шона Бина до Джессики Честейн и Чиветеля Эджиофора есть свой характер и своё место в картине. Кино не провисает, не теряет темпа, оно сохраняет напряжение все два часа хронометража. И при этом «Марсианин» остаётся добротным жанровым фильмом, который не претендует на вселенские научно-философские обобщения. «Марсианин» — не шедевр. Но ему это и не нужно. «Марсианин» — это очень простая и позитивная история о том, как человек, попавший в безвыходное положение, берёт себя за волосы и тащит вперёд, к жизни. Даже когда это вроде бы не имеет никакого практического смысла в ближайшей перспективе. Но если искать во всём практический смысл и ближайшую перспективу – на кой чёрт нам тогда космос?

Добавить отзыв

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить
  • Правила