Р!
15 СЕНТЯБРЯ 2019
14 сентября 2019
13 сентября 2019
12 сентября 2019

«Город изнутри»: Ледокол «Ангара»

Наверное, в каждом городе есть достопримечательности, мимо которых каждый день проходят тысячи людей, даже не задумываясь о том, какую историю хранят эти места. Так, уже четверть века пребывая на заслуженном отдыхе в водах Иркутского водохранилища, за суетой города наблюдает огромное судно – ледокол «Ангара». Редакция ИА «БайкалПост» продолжает проект «Город изнутри» прогулкой по одному из главных символов Иркутска.

Ледокол «Ангара» — единственное из первых судов ледокольного типа, сохранившееся до наших дней. Построен в Англии фирмой «Сэр В.Г. Армстронг, Витворт и Ко» по заказу Российского правительства в 1899 году. В разобранном виде был доставлен по морю в эстонский город Ревель, затем по железной дороге — до Байкала.

«Он же памятник!»

Лично у меня с этим местом связаны наивные детские воспоминания. Раньше я никак не могла понять, почему всегда, когда мы бываем в Солнечном, в воде стоит этот чёрный корабль. Однажды набралась смелости и спросила, ответ получила ожидаемый для таких случаев: «Это же памятник, поэтому всегда здесь и будет стоять».

Но стоял он здесь, конечно, не всегда. До того, как оказаться на вечной стоянке, ледокол прошёл немало испытаний. До постройки Кругобайкальской железной дороги в 1906 году ледокол «Ангара» был предназначен для прокладки пути во льдах для парома «Байкал». А своё первое плавание «Ангара» совершила 25 июля 1900 года. Нетрудно посчитать, что в этом году ледокол отметит красивую дату — 115 лет с первого спуска на воду.

Корабль собирали два года по частям, прибывшим из Англии, в селе Лиственничное, ныне это наша любимая Листвянка. Стоимость строительства составила более 770 тысяч рублей. В судне располагались каюты первого и второго классов на 60 мест и помещение третьего класса на 100 мест. Во время русско-японской войны ледокол перевозил до тысячи пассажиров за один рейс.

После этого из-за нехватки средств на содержание двух ледоколов судно было поставлено на консервацию и десять лет находилось в бездействии. В конце 1920-х годов ледокол потерпел крушение и едва не затонул. Только через десять лет судно прошло капитальный ремонт. Второй капитальный ремонт должны были провести в мае 1941 года, но из-за Великой Отечественной войны этого сделать не удалось. До 1949 года судно перевозило баржи с рыбой, а к 1962 году пароход исключили из флота из-за морального износа.

Пять лет ледокол находился в отстое. Затем его решили перевезти в порт, чтобы разрезать на металл, но при транспортировке судно село на мель. Долгое время «Ангара» находилась в полузатопленном состоянии. В 1987 году пароход решили отреставрировать и сделать в нём музей. И только 5 ноября 1990 года он оказался на вечной стоянке в Иркутском водохранилище.

Музей на воде

Теперь ледокол зовётся плавучим музеем. В помещении кают-компании располагается экспозиция об истории мореходства, здесь часто проводят экскурсии для школьников и разные мероприятия.

Помещения кают пустуют, от былого интерьера остались только протёкшие потолки, обшарпанные стены и немного мебели. О трагических событиях, происходивших здесь в январе 1920-го, напоминает табличка.

Тогда произошло массовое убийство членов Политцентра, противостоявших правительству Колчака. Казнено было более 30 человек: их били деревянной колотушкой для отколки льда, а тела сбрасывали с кормы в воду.

Самое интересное и вместе с тем наводящее лёгкий ужас происходит в нижней части ледокола. Несколько ступеней вниз, и мы находимся в сердце судна — машинном отделении. Сразу нужно отметить, что та часть корабля, которую мы видим над водой, это ещё не весь корабль. Судна такого типа предполагали так называемую низкую осадку, в данном случае – 4,7 метра. Это значит, что ледокол почти на пять метров уходит в воду. Так что, находясь среди множества котлов, вентилей и труб в машинном отсеке, нельзя забывать, что вы уже под водой. Ощущение, прямо скажем, не из приятных. Конечно, в котлах давно не горит огонь, а из труб не валит дым, тишину этого и без того жутковатого места нарушает лишь звук падающих на пол капель воды от растаявшего снега.

Рассматривая множество вентилей, рычагов и указателей, не перестаёшь удивляться и восхищаться тем, как больше ста лет назад, людям удалось сконструировать, собрать и привести в движение эту огромную железную машину.

Кстати, этот памятник науки и техники вдохновил не только нас. Спустившись с корабля на лёд на закате дня, чтобы полюбоваться красотой и величием судна на расстоянии, мы увидели юную художницу, из-под лёгкой руки которой на белом листе выходили отчётливые очертания ледокола.

2 отзыва

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Если спущен на воду в 1900-ом, тогда в этом отду не 125, а 115 лет со дня спуска на воду, ему исходя из Вашей же статьи всего 116 лет.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Спасибо за правку!