Р!
17 ИЮЛЯ 2019
16 июля 2019
15 июля 2019

«Город изнутри»: Ледокол «Ангара»

Наверное, в каждом городе есть достопримечательности, мимо которых каждый день проходят тысячи людей, даже не задумываясь о том, какую историю хранят эти места. Так, уже четверть века пребывая на заслуженном отдыхе в водах Иркутского водохранилища, за суетой города наблюдает огромное судно – ледокол «Ангара». Редакция ИА «БайкалПост» продолжает проект «Город изнутри» прогулкой по одному из главных символов Иркутска.

Ледокол «Ангара» — единственное из первых судов ледокольного типа, сохранившееся до наших дней. Построен в Англии фирмой «Сэр В.Г. Армстронг, Витворт и Ко» по заказу Российского правительства в 1899 году. В разобранном виде был доставлен по морю в эстонский город Ревель, затем по железной дороге — до Байкала.

«Он же памятник!»

Лично у меня с этим местом связаны наивные детские воспоминания. Раньше я никак не могла понять, почему всегда, когда мы бываем в Солнечном, в воде стоит этот чёрный корабль. Однажды набралась смелости и спросила, ответ получила ожидаемый для таких случаев: «Это же памятник, поэтому всегда здесь и будет стоять».

Но стоял он здесь, конечно, не всегда. До того, как оказаться на вечной стоянке, ледокол прошёл немало испытаний. До постройки Кругобайкальской железной дороги в 1906 году ледокол «Ангара» был предназначен для прокладки пути во льдах для парома «Байкал». А своё первое плавание «Ангара» совершила 25 июля 1900 года. Нетрудно посчитать, что в этом году ледокол отметит красивую дату — 115 лет с первого спуска на воду.

Корабль собирали два года по частям, прибывшим из Англии, в селе Лиственничное, ныне это наша любимая Листвянка. Стоимость строительства составила более 770 тысяч рублей. В судне располагались каюты первого и второго классов на 60 мест и помещение третьего класса на 100 мест. Во время русско-японской войны ледокол перевозил до тысячи пассажиров за один рейс.

После этого из-за нехватки средств на содержание двух ледоколов судно было поставлено на консервацию и десять лет находилось в бездействии. В конце 1920-х годов ледокол потерпел крушение и едва не затонул. Только через десять лет судно прошло капитальный ремонт. Второй капитальный ремонт должны были провести в мае 1941 года, но из-за Великой Отечественной войны этого сделать не удалось. До 1949 года судно перевозило баржи с рыбой, а к 1962 году пароход исключили из флота из-за морального износа.

Пять лет ледокол находился в отстое. Затем его решили перевезти в порт, чтобы разрезать на металл, но при транспортировке судно село на мель. Долгое время «Ангара» находилась в полузатопленном состоянии. В 1987 году пароход решили отреставрировать и сделать в нём музей. И только 5 ноября 1990 года он оказался на вечной стоянке в Иркутском водохранилище.

Музей на воде

Теперь ледокол зовётся плавучим музеем. В помещении кают-компании располагается экспозиция об истории мореходства, здесь часто проводят экскурсии для школьников и разные мероприятия.

Помещения кают пустуют, от былого интерьера остались только протёкшие потолки, обшарпанные стены и немного мебели. О трагических событиях, происходивших здесь в январе 1920-го, напоминает табличка.

Тогда произошло массовое убийство членов Политцентра, противостоявших правительству Колчака. Казнено было более 30 человек: их били деревянной колотушкой для отколки льда, а тела сбрасывали с кормы в воду.

Самое интересное и вместе с тем наводящее лёгкий ужас происходит в нижней части ледокола. Несколько ступеней вниз, и мы находимся в сердце судна — машинном отделении. Сразу нужно отметить, что та часть корабля, которую мы видим над водой, это ещё не весь корабль. Судна такого типа предполагали так называемую низкую осадку, в данном случае – 4,7 метра. Это значит, что ледокол почти на пять метров уходит в воду. Так что, находясь среди множества котлов, вентилей и труб в машинном отсеке, нельзя забывать, что вы уже под водой. Ощущение, прямо скажем, не из приятных. Конечно, в котлах давно не горит огонь, а из труб не валит дым, тишину этого и без того жутковатого места нарушает лишь звук падающих на пол капель воды от растаявшего снега.

Рассматривая множество вентилей, рычагов и указателей, не перестаёшь удивляться и восхищаться тем, как больше ста лет назад, людям удалось сконструировать, собрать и привести в движение эту огромную железную машину.

Кстати, этот памятник науки и техники вдохновил не только нас. Спустившись с корабля на лёд на закате дня, чтобы полюбоваться красотой и величием судна на расстоянии, мы увидели юную художницу, из-под лёгкой руки которой на белом листе выходили отчётливые очертания ледокола.

2 отзыва

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Если спущен на воду в 1900-ом, тогда в этом отду не 125, а 115 лет со дня спуска на воду, ему исходя из Вашей же статьи всего 116 лет.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Спасибо за правку!

ОБСУЖДАЕМОЕ
ОБСУЖДАЕМОЕ
ОБСУЖДАЕМОЕ
ОБСУЖДАЕМОЕ
ОБСУЖДАЕМОЕ
ОБСУЖДАЕМОЕ
ОБСУЖДАЕМОЕ