IRCITY
Погода

Сейчас+12°C

Сейчас в Иркутске

Погода+12°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +8

0 м/c,

723мм 19%
Подробнее
USD 94,32
EUR 100,28
Политика Приангарье подавилось аэропортом Иркутска

Приангарье подавилось аэропортом Иркутска

Вопрос развития аэропорта сильно политизирован, но на решение проблем авиаузла это никак не влияет.

Символический текст про несуществующий новый аэропорт Иркутска и проблемы действующего можно писать каждый год. Ситуация с ним никак не меняется: нового аэропорта нет, денег или инвесторов нет, нового терминала нет, развития нет. Топчемся на месте.

Узнать,

как ситуация с аэропортом развивалась с 2015 года

С тех пор, как аэропорт Иркутска был передан из федеральной собственности в областную, прошло 4,5 года. Главной целью этого процесса было развитие авиатранспортного узла в регионе, увеличение пассажиропотока, модернизация аэропорта.

Указ президента о передаче аэропорта содержал в себе три пункта (кажется, что их уже может пересказать любой житель Иркутска): строительство нового аэропортового комплекса, привлечение 1,1 миллиарда рублей из внебюджетных источников на реконструкцию аэропортовой инфраструктуры и увеличение пассажиропотока до 3 миллионов человек в год к 2020 году.

За 4,5 года можно говорить о выполнении только одного пункта: в модернизацию аэропортовой инфраструктуры вложено 1,3 миллиарда рублей.

Строительство нового аэропорта за пределами Иркутска фактически не ведётся. Главная проблема – выбор места. Первоначально предполагалась площадка в Поздняково, но её забраковали.

Как сообщалось в отчёте Контрольно-счётной палаты Иркутской области, только в марте 2019 года правительство согласовало с Росавиацией задание на разработку документации для размещения нового аэропортового комплекса на другом земельном участке в Хомутовском муниципальном образовании Иркутского района. При этом конкурс на привлечение инвестора для этого не объявлен, а средства на его проведение не предусмотрены в бюджете региона.

В июне 2017 года Левченко заявлял о пуле инвесторов, которые готовы вложить 2 миллиарда долларов в строительство, не назвав ни одного из них. До сегодняшнего дня ничего об этом не известно.

Нюанс ещё и в том, что в 2017 году после упразднения федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы РФ» Иркутская область потеряла 23 миллиарда рублей на строительство нового аэропорта. Программа затем была переименована в нацпроект по развитию гражданской авиации, но финансирование Иркутской области не вернули.

Говорить о пассажиропотоке в 3 миллиона человек к 2020 году сейчас сложно, хотя, по мнению КСП, риск недостижения есть. Пока можно только констатировать увеличение пассажиропотока с 1,7 до 2,2 миллиона человек с 2014-го по 2018 годы.

Кроме этого, в прошлом году губернатор Иркутской области Сергей Левченко анонсировал строительство нового терминала на территории действующего аэропорта, даже заложил первый камень в торжественной обстановке. Анонсировалось, что затраты на новый терминал составят 7 миллиардов рублей, с компанией «Рампорт» был заключён договор на аренду земельного участка.

Проблема была в том, что инвестора выбрали не по конкурсу - в дело вмешалась ФАС, которая обнаружила нарушение федерального законодательства. Все соглашения были расторгнуты этой весной. ФАС обязала правительство объявить конкурс по выбору инвестора для нового терминала. Власти заявили, что не согласны с тким решением. Пока о судьбе нового терминала никаких новостей нет.

Последний текст о строительстве нового аэропорта Иркутска мы писали в декабре 2017 года. Уже тогда один из депутатов заксобрания заявлял, что эта тема порядком «осточертела». В августе прошлого года был текст про новый терминал действующего аэропорта. Ну как про терминал - про камень, который заложил губернатор на его месте. Камень лежит до сих пор.

На прошлой неделе развитие аэропорта Иркутска обсуждали на специальной комиссии заксобрания региона, которая была создана в мае 2019 года для проведения депутатской проверки. Был ли у неё смысл? Пожалуй, нет. У депутатов нет полномочий и возможностей для кардинального решения вопросов, связанных с развитием авиаузла.

Весь разговор свёлся к обсуждению политических особенностей Иркутской области, связанных с партийной принадлежностью тех или иных народных избранников и родственных связей, потому что против выводов комиссии выступал сын губернатора, руководитель фракции КПРФ в заксобрании Андрей Левченко.

Дело дошло даже до предложения отдать аэропорт обратно в федеральную собственность, если мы не можем с ним справиться, и сравнения указа по аэропорту с указом по объединению Усть-Ордынского Бурятского округа, который был подписан в 2006 году и полностью не выполнен до сих пор.

Депутат от КПРФ Андрей Андреев назвал заключение комиссии, в котором констатировалось, что указ президента по аэропорту не выполнен, беллетристикой. Представитель «Единой России» Наталья Дикусарова, зачитав вслух весь отчёт, выяснила, что проблема в двух пунктах.

Первый заключается в том, что авиаузел не достигнет 3-миллионного пассажиропотока в 2020 году. Второй связан с тем, что коммунисты не согласны указывать в заключении комиссии факты о строительстве нового терминала в Иркутске, так как считают, что оно не входит в указ президента. Формулировки в итоге смягчили.

Самыми разумными на фоне кругового 2-часового обсуждения проблемы были высказывания Андреева о текущем состоянии аэропорта и причинах урезания федеральной программы, из которой выкинули 20 миллиардов на новый иркутский аэропорт. Он напомнил, что транспортные программы по субъектам сократили из-за необходимости строить Крымский мост и инфраструктуру полуострова.

Крым вошёл в состав Российской Федерации после референдума в 2014 году. Крымский мост начали строить в феврале 2016-го, автомобильная часть моста открыта в 2018 году, железнодорожную часть собираются запускать в декабре 2019 года.

«Только что до этого Крым стал наш, и все транспортные вопросы правительство полностью обрезало по субъектам и пустило на строительство Крымского моста, инфраструктуры Крыма, разумеется, которую нужно делать. Но ставить в вину правительству Иркутской области, что не отбили деньги у Крыма, как минимум не тактично. Давайте это тоже понимать, мы не в безвоздушном пространстве находимся», - заметил Андреев.

Отдельная проблема действующего аэропорта - разрушающаяся полоса, ремонт которой, по оценке Контрольно-счётной палаты, будет стоить 10 миллиардов. По словам Андреева, то, что полоса в Приангарье находится в собственности региона, - это уникальный случай в стране, как правило, полосы принадлежат Российской Федерации, поэтому строятся и ремонтируются за счёт федеральных средств.

«Разумеется, никакая Иркутская область неспособна это потянуть. Нужно вернуться к вопросу и понять, почему прошлое правительство Иркутской области, от какой жадности схватило весь аэропорт, включая полосу. Аэропорт - да [должен быть в региональной собственности], полоса должна остаться федеральной», - подчеркнул Андреев.

Вопрос развития аэропорта Иркутска, безусловно, политизирован. Это сделал сам губернатор Иркутской области Сергей Левченко в 2015 года, когда во время выборной кампании включил его в свою программу, точно также поступил и его оппонент Сергей Ерощенко.

Поскольку главе региона не удалось сдвинуть его с места (по большей части по объективным причинам) за последние 4 года, этот вопрос всплывает в предвыборный период уже второй год подряд и, конечно, появится и перед выборами губернатора. При этом политизированность этой темы на региональном уровне никак не влияет на прогресс в решении проблем с развитием аэропорта.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем