IRCITY
Погода

Сейчас-5°C

Сейчас в Иркутске

Погода-5°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -9

3 м/c,

с-з.

714мм 68%
Подробнее
USD 92,26
EUR 99,71
Политика Война личностей

Война личностей

...в которой избиратель оказался не очень нужен.

Губернатор Иркутской области Сергей Левченко называет муниципальные избирательные кампании спокойными, а эксперты говорят о войне штабов и массовом применении «грязных» политтехнологий. Острее всего ситуация в Иркутске, где на низкой явке граждане будут выбирать не просто новый состав гордумы, а 35 претендентов на кресло мэра. Но насколько хорошо избиратели осведомлены об этом?

Ненужный избиратель

По данным ГАС «Выборы», кандидатами в думу Иркутска зарегистрировано 393 человека, из них 52% - партийцы, остальные – самовыдвиженцы. В числе кандидатов – 21 действующий депутат, мэр, сотрудники администрации, директора школ, врачи, медсёстры, работники культуры, а также несколько строительных групп. Эксперты отмечают усиление политической конкуренции, но при этом прогнозируют низкую явку избирателей – всего 10-15% (в 2014-м – 18%). И при такой посещаемости могут быть самые неожиданные итоги.

По мнению политолога Сергея Шмидта, нынешняя кампания – полная противоположность тому, что было и 10 лет, и 5 лет назад. Так, в 2014-м, по его словам, выборы были «жёстко отадминистрированы на уровне правительства Сергея Ерощенко, поскольку было принято решение избавиться от мэра Виктора Кондрашова». При этом избиратели не знали, что голосуют за будущих выборщиков главы города.

«Те выборы были намного менее конкурентными, более управляемыми, в том числе и самыми серьёзными админресурсами, менее демократичными, но в них было на порядок меньше чернухи. Сейчас мы имеем образец конкурентной политики, но вместе с ней больше деструктивных политтехнологий. Тут и нападения на расклейщиков, имитация этих нападений, срывы наглядной агитации, даже публичные разборки политтехнологов», - заметил эксперт.

Он подчеркнул, что в Иркутске «нет чёткой линии фронта», на выборы идут как минимум четыре ресурсные колонны: две от «Единой России» (команда от реготделения и мэра), строители и КПРФ. Последние в этом движении, по мнению эксперта, выглядят блёкло на фоне активности и влиятельности своих противников, что может быть связано с нехваткой звёзд среди коммунистов.

Ещё одной отличительной чертой этой кампании политолог назвал недостаточную информированность избирателей о том, что они выберут людей, который затем определят мэра. «Я знаю от инсайдерских источников, что политтехнологи рекомендовали всем кандидатам стараться вообще не обсуждать с гражданами этот вопрос, а если их будут спрашивать - стараться не давать прямых ответов», - заявил эксперт.

Он согласился, что при достаточной информированности граждан, вероятно, удалось бы повысить явку на выборах, но это также не в интересах большинства кандидатов.

«Одним и тем же людям могут нравиться разные кандидаты, если один скажет, что никогда в жизни не будет голосовать за другого, то это уже может оттолкнуть избирателей. Система, сложившаяся в Иркутске, мешает принципиальным законам политических технологий, которые построены так, что люди думают о чём-то одном, а в реальности они должны думать по двум пунктам сразу. Это всегда опасно для любого избирательного штаба», - подчеркнул Шмидт.

По его мнению, противоречия в «Единой России», которые, кстати, на прошлой недели секретарь генсовета Андрей Турчак, глава регионального отделения Сергей Сокол и мэр Иркутска Дмитрий Бердников опровергли, не смогут оказать какого-то видимого влияния на результаты выборов в гордуму, так как в этом случае партийная принадлежность кандидата имеет минимальное значение. Более того, на таких выборах почти не бывает прецедентов протестного голосования или голосования «по приколу».

При этом эксперт со ссылкой на свои источники подчёркивает, что «если бы в «Единой России» в Иркутской области не существовало противоречий, вместо действующего губернатора уже был временно исполняющий обязанности».

Шмидт заявил, что «отдельных победителей видно, но коллективного победителя – нет», и это, скорее всего, не изменится до самого 8 сентября.

Он считает, что результатом выборов станет дума, где ни одна из сил не будет иметь абсолютного большинства. В таком случае «дума погрязнет во внутреннем «торге», ведь большинство депутатов мэром становиться не собираются, но явно планируют «продать» свой голос подороже. Увенчается ли этот торг успехом, неизвестно. Если не договорятся, то, возможно, будут запущены механизмы экстренного принятия закона о сити-менеджере».

При этом, предположил Шмидт, разработчики законопроекта о смене формы управления в Иркутске уже в самом начале своей работы «разложили яйца по разным сценариям».

По словам руководителя регионального движения в защиту прав избирателей «Голос» Алексея Петрова, кампания в Иркутске стала жёстче, чем в предыдущие годы. На некоторых округах возникла ситуация, когда нет одного яркого кандидата, например, от «Единой России», но зато есть несколько «ровных». Ещё одним трендом Петров назвал появление технологий из 90-х – «от двери к двери», когда потенциальные депутаты вышли в «поле», к избирателю.

Эксперт также заметил, что некоторые кандидаты попали под административный прессинг и испытывают сложности в размещении агитационных материалов.

«У них нет возможности разместить информацию на баннере: либо баннеры в итоге спилены, либо с кандидатами расторгнуты договоры в одностороннем порядке. Мы не видим бумажного формата, потому что есть бригады, которые вытаскивают материалы из почтовых ящиков, срывают агитацию. Этот прессинг, с одной стороны, работает на узнаваемость тех кандидатов, которых не зачищают, с другой стороны, у нас такой обманчивый избиратель, что не очень понятно, как он на это отреагирует», - пояснил Петров.

По его словам, это приведёт к тому, что явка будет откровенно маленькой, большая часть людей останется в неведении, что вообще в Иркутске проводились выборы. «Нет общего вкусного материала о том, что от 500—700 человек фактически многое зависит, потому что избранный ими человек может стать главой 700-тысячного города», - подчеркнул политолог.

Он считает, что противоречия в ЕР не делают другие партии сильнее.

«Последняя социология показывает, что четыре партии едва ли набирают 50%. Это значит, что растёт недоверие к ним. Люди устали от Медведева, Жириновского, Миронова, Зюганова, которые десятилетиями не меняются, даже от Путина устали. Есть запрос на новую политику, не на такую, которую кто-то назначит. Нужно Москве дать команду 5-10 регионам провести кампанию без её вмешательства, чтобы узнать, за кого реально проголосуют люди», - заявил Петров.

При этом сильнее становится интерес к институту самовыдвижения, но самостоятельным кандидатам сложнее выдвинуться, в том числе и потому, что избирательные комиссии не на их стороне, так как предпочитают поддерживать сложившуюся политическую систему в стране.

Заслуженный юрист РФ Сергей Шишкин заметил, что в Иркутске идёт война избирательных штабов, политтехнологов, а избиратель оказывается никому не нужен. Хотя применение административного ресурса довольно затруднительно. «Город – неоднородное образование, много самостоятельных игроков, это влияет на особенности и использование админресурса и его пределы», - подчеркнул эксперт, заметив, что используются «вульгарные методы борьбы».

«Тех, кто думает, что в Иркутске можно легко заплатить и получить голос, ждёт разочарование. Клишированности в подходе быть не должно. Те, кто раньше других это поймут, станут бенефициарами этого процесса», - заявил Шишкин.

По его мнению, «дума будет дисперсной», «придётся собирать пакеты по конкретным вопросам: выборы председателя думы, его заместителя, а затем мэра и формулы управления». Шишкин также уверен, что значение нынешних выборов обусловлено ещё и тем, что 25% избирателей губернатора, выборы которого состоятся уже через год, живут в Иркутске.

Личности важнее партий

Всего в сентябре планируется избрать новые составы пяти городских дум и 16 районных. По данным облизбиркома, на 452 депутатских мандата будут претендовать почти 1,6 тысячи кандидатов. Среди них – 393 самовыдвиженца, 158 кандидатов от «Справедливой России», 269 – от КПРФ, 316 – от ЛДПР, 371 – от «Единой России», один – от Казачьей партии РФ, 23 – от КПСС, 43 – от «Гражданской платформы».

Также будут избраны мэры трёх городов и 12 районов. На пост мэра Тулуна зарегистрировано шесть человек, Братска – восемь, Саянска – четыре. Среди районов по числу зарегистрированных кандидатов лидирует Шелеховский район.

Последний эксперты отметили особенно. Причиной такого интереса к территории стало поведение одного из лидеров гонки: кандидат от КПРФ Роман Орноев на прошлой неделе вызвал своих оппонентов – председателя думы Фёдора Саломатова и мэра Максима Модина – на дебаты в прямом эфире. Кандидаты приняли вызов, дебаты назначены на 27 августа.

«Этот политтехнологический ход - неожиданный, необычный с точки зрения идеалов высокой демократии. К сожалению, политики не понимают, что дебаты для них – это возможность собственными руками разрушить всё то, что выстраивали политтехнологи конкурентов», - пояснил Шмидт.

Он вспомнил, что во время выборов губернатора в 2015 году политтехнологи не пустили Сергея Ерощенко на дебаты. «Наверняка, Левченко как профессиональный политик был в плане риторики посильнее Сергея Владимировича. Но это ошибка, потому что у Ерощенко при всей риторической скудности был супер-момент: он всегда мог продемонстрировать, что понимает, что творится в области», - заявил эксперт.

Петров заявил, что это «единственная территория в регионе», где кандидат вызвал оппонентов на публичные дебаты. «Это новый тренд, который нужно развивать», - подчеркнул эксперт, назвав кандидатов «ровными», у каждого из них есть и плюсы и минусы. По мнению Шишкина, «выборы мэров должны сопровождаться такой формой агитации». «При этом свои абстрактные программы кандидаты должны наполнять личной замотивированностью. Избиратель хочет видеть живого политика», - сказал он.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем