Зоя Кузнецова
Конец истории ангарского маньяка
Иркутский областной суд уже год рассматривает дело ангарского серийного убийцы, бывшего милиционера Михаила Попкова, который обвиняется в убийстве 59 женщин и 1 мужчины. В 2015 году его уже приговорили к пожизненному заключению за убийство 22 женщин, и 10 декабря 2018 суд вынесет второе решение по эпизодам, которые расследовали с 2014 по 2017 годы.
Суд идёт
Судебные заседание по делу Попкова начались в декабре 2017 года. Они велись в здании областного суда возле цирка в центре Иркутска. Это старый дом, неловко приспособленный под казённое учреждение. В коридоре высокие потолки, стены и лепнина покрашены особенной серо-розовой и белой краской, по которой безошибочно определяешь все чиновничьи места в России, в здании нет гардероба и мало света, оно всё как будто специально неудобное для людей.
фото - Кирилл Фалеев
Михаил Попков в зале суда
Сначала заседания проходили в частично закрытом режиме, так как преступления, в которых обвиняется Попков, связаны с сексуальным насилием. Такой режим предполагает участие в них только обвиняемого и его защитника, гособвинителя, потерпевших и их защитников, судьи и приставов.

Прошлой зимой на одно из заседаний ненадолго пустили журналистов, в основном для того, чтобы операторы и фотографы смогли снять «картинку». Попкова завели в зал перед самым началом, предварительно всех выгнав. В тот день перед камерами Попков был молчалив, мрачен и собран, смотрел исподлобья, в пол или на свои руки, быстро и кратко отвечал на вопросы судьи.
фото - Кирилл Фалеев
В закрытом режиме суд шёл до весны 2018 года. Затем заседания открыли, за ними мог наблюдать любой человек. Когда на одном из них рассматривалось заявление жены убитого Попковым мужчины о компенсации морального вреда, суд опрашивал дочку бывшего милиционера, которая живёт сейчас в другом городе. Она отвечала на вопросы по видеосвязи, и всё это время Попков не отрывал взгляда от экрана. Наверное, старался запомнить, как она выглядит сейчас и как изменилась за последние годы.

На следующий день Попкова было не узнать. Обычно подсудимого приводили в зал чуть раньше, потом запускали участников и слушателей, потом заходил судья. Каждый раз у Попкова было несколько минут, чтобы поговорить с адвокатом о том, что его волнует. Обычно эти разговоры велись вполголоса, только для двоих, но после заседания с участием его дочери Попков не мог сдержаться и слышно было почти каждое слово до начала процесса - он делился своими эмоциями от того, что увидел дочь.

Последний раз участники процесса встречались в зале 7 ноября, после этого суд удалился в совещательную комнату для вынесения приговора.
Следствие
Расследований преступлений ангарского маньяка фактически было два. Одно началось в 1998-м и закончилось в 2015-м вынесением приговора по 22 убийствам, второе началось в 2014 году, когда несколько случаев, по которым не были до конца собраны доказательства, выделили в отдельное производство, а Попков начал признаваться в новых преступлениях. Тогда же и увеличился на 2 года период, в которые бывший милиционер убивал своих жертв: раньше предполагалось, что первое убийство он совершил в 1994 году, а выяснилось, что в 1992-м.
1998-2015 годы
Впервые убийства женщин в Ангарске объединили в одно дело в 1998 году, после того как за 2 года в городе погибли 13 женщин. Тогда же было два покушения на убийство, девушек спасли медики. Между погибшими не было ничего общего - разные возраст, социальный статус, комплекция, черты лица.

Следственно-оперативная группа МВД и Генпрокуратуры была создана в 2002 году, её возглавили старший оперуполномоченный по особо важным делам департамента уголовного розыска Министерства внутренних дел Сергей Державин и старший следователь по особо важным делам Валерий Костарёв от Генпрокуратуры. В группе работал и майор полиции Артём Дубынин из Ангарска, который в 2012 году принял участие в задержании Михаила Попкова под Владивостоком.

Портрет ангарского маньяка со слов свидетельницы, фото - ГУ МВД России по Иркутской области.
Державин во всех интервью очень нелицеприятно отзывается о местной полиции. По его словам, тогда в ангарском МВД был бардак, убийствами практически никто не занимался, а осмотр мест происшествия проводился из рук вон плохо.

Он заявлял «Новой газете», что следователи не получали помощи не только от местных правоохранительных органов, но и от населения, которое не верило в то, что убийства могут быть раскрыты.

Первые зацепки появились у следователей в 2004 году. В 2008 году расследование дела было передано в следственное управление Следственного комитета России по Сибирскому федеральному округу. А в марте 2009 года в экспертно-криминалистическом центре ГУ МВД России по Иркутской области был установлен генотип человека, который мог быть ангарский маньяком. По словам Костырева, в то время такую экспертизу только начали использовать.

Артём Дубынин
старший оперуполномоченный уголовного розыска ГУ МВД России по Иркутской области, майор полиции
«Анализируя материалы уголовных дел, мы составили так называемые розыскные признаки. По разным эпизодам этих признаков было от нескольких до десятка. Это такие признаки, как, например, следы протекторов колес автомобиля «Нива», третья группа крови… Мы начали составлять список лиц, представляющих оперативный интерес, и в нём оказалось более 40 тысяч человек. Начали искать совпадения. И оставили в списке только тех, кто по поисковым признакам попадал в поле зрения не менее чем по двум-трём делам. Таких оказалось 589 человек, среди них был и Михаил Попков», – рассказывал Артём Дубынин «Новой газете» в 2015-м.
На отработку всех этих людей ушло несколько лет, список проходили по алфавиту. Попкова вызвали на допрос в марте 2012 года, тогда же он сдал образцы для ДНК-экспертизы. Её результаты стали известны в июне, но к тому моменту Попков уехал из Ангарска: понял, что его поймают, и поехал попрощаться - сначала к матери в Липецкую область, затем к сестре в Москву.

Бывший милиционер был задержан в июне 2012 года в поезде Москва – Владивосток за пару станций до конечной. По информации «Российской газеты» не исключено, что Попков готовился оказать сопротивление – у него между ног стоял рюкзак, в котором был готовый к стрельбе охотничий карабин с откидным прикладом.
Во время первого расследования был определён и способ, которым Попков предпочитал действовать: вечером и ночью он подрабатывал частным таксистом, часто по дороге предлагал женщинам, которых вёз, провести время вместе, затем отвозил в лес и убивал. Как сообщали СМИ, ангарский маньяк убивал не всех, были женщины, которых он просто довозил до их дома.
При передаче дела в суд объём уголовного дела превысил 200 томов. Во время расследования было проведено около 300 экспертиз, более 2,5 тысячи геномных исследований и опрошено более 2 тысяч человек.
2014-2017 годы
В сентябре 2014 года следственное управление СКР по Сибирскому федеральному округу передало в Иркутскую область пять дел, объединённых в одно производство, по которым причастность Михаила Попкова к совершению преступлений не была доказана. Расследованием занимался следователь иркутского управления Евгений Карчевский. Ему удалось установить психологический контакт с Попковым, и к ноябрю-декабрю бывший милиционер начал давать показания.
Евгений Карчевский, следователь СУ СКР по Иркутской области
«К нему был подобран подход, установлен психологический контакт, и человек, может быть, в силу обстоятельств, которые сложились в его жизни, в том числе, возможно, потому что изменилось отношение к нему, возможно, ему было более приятно общаться со мной или с кем-то ещё из членов группы, и стал давать признательные показания. У каждого человека есть право выбора, кому что говорить, а кому не говорить», - рассказал следователь по особо важным делам следственного управления СК РФ по Иркутской области Евгений Карчевский.

Всего Попкову были предъявлены обвинения по 60 убийствам. Следователь отмечает, что его причастность к каждому из преступлений тщательно проверялась, было проверено его возможное алиби, круг возможных причастных людей. Во время работы следственная группа фактически изучила каждый день из жизни Попкова за 20 лет.
Во время первого и второго расследования следователи проверяли версию и о том, что у Попкова был сообщник, но было установлено, что бывший милиционер действовал один.

«Версия проверялась, ещё когда все эти дела объединяли в рамках первого расследования. В настоящем расследовании везде отрабатывались причастность иных лиц, причастность самого Попкова и причастность Попкова с кем-либо к этим преступления. Установлено, что он был один. Это как его показания, экспертизы, так и показания очевидцев, свидетелей, которые видели, как девушки садились в машину к одному Попкову, как он их один увозил. Кроме того, следственные эксперименты, которые были проведены с Попковым, указывают на достоверность его показаний. Сейчас мы можем сказать о том, что факт того, что Попков действовал один, – стопроцентный. Никаких других лиц, участников не было и быть не могло», - отмечал Карчевский.

Преступления были совершены в Иркутске, Ангарске, Усолье-Сибирском, Иркутском, Ангарском и Усольском районах. Во время следствия также были проанализированы более 350 уголовных дел и материалов проверок.
При передаче в суд в декабре 2017 года объём второго уголовного дела составлял 322 тома. Следователи допросили около 1 тысячи человек, проживающих в разных регионах страны, провели более 200 экспертиз, более 150 проверок показаний на месте, эксгумацию 20 тел погибших.
Мотив
Во время расследований Попков не один раз проходил психолого-психиатрическое обследование, в том числе на базе ведущей по этому направлению организации в России - Института имени Сербского. Экспертиза подтвердила его вменяемость, но у Попкова была выявлена гомицидомания (непреодолимое влечение к убийству).

Ещё во время первого судебного процесса СМИ писали о том, что Попков убивал из желания очистить мир от падших женщин. Некоторые издания даже утверждали, что перед соседями по камере он представлялся чистильщиком.
В 2017-2018 годах, когда стало понятно, что бывший милиционер может стать самым кровавым убийцей в истории современной России, Советского союза и Российской империи, Попков не раз выступал на федеральных каналах и говорил о причинах, по которым он одних женщин убивал, а других спокойно подвозил до дома. Крайними, по его словам, были именно жертвы.

«О каких симпатиях можно говорить, если человек, наоборот, какой-то повод дал совершить в отношении него преступление. Самое-самое-самое тяжкое преступление. О каких тут симпатиях можно говорить», — заявил Попков в программе «Андрей Малахов. Прямой эфир» в ноябре 2017 года.
Интервью с Михаил Попковым ангарской телекомпании «Актис»
О «неправильном поведении женщин» он говорил в интервью изданию «Медуза», когда корреспондент пытался выяснить у него, как он определял своих жертв. В частности, Попков соглашался с тем, что его могла разозлить подвыпившая женщина, которой было «вообще наплевать, куда поедем».
Биография
Попков родился в 1964 году. В Ангарск приехал с родителями в 1967 году из Норильска, учился в школе, служил в армии, выучился на механика в техникуме, помогал отцу работать на кладбище, был комсоргом, занимался лыжами и биатлоном. Более 10 лет проработал в милиции. Во время расследования первого дела получил прекрасные характеристики с места работы. После увольнения, работал в частном охранном предприятии, затем перегонял машины из Владивостока. Его жена отзывалась о нём как о хорошем семьянине.
«Он жестокий человек. Если, конечно, давать характеристику одним словом, то он охотник. Он искал свою добычу, находил, расправлялся с ней, получал «питание», энергетику, удовольствие и жил дальше с этим зарядом бодрости до следующей необходимости подпитки», - отмечал в интервью «ИрСити» следователь по особо важным делам регионального управления СКР Евгений Карчевский.

По его словам у Попкова уникальная память - он помнит всё, что происходило в дни убийств, покадрово. При этом по вопросам, касающимся преступлений, Попков даёт показания без эмоций, хотя на отвлечённые от дела темы реагирует адекватно – шутит, задаёт вопросы, может улыбнуться, повозмущаться.

Станет ли приговор 10 декабря точкой в деле ангарского маньяка, сказать не может даже сам следователь.

«В своём последнем допросе я задал Михаилу Викторовичу вопрос: «Мы ставим точку на ваших действиях на территории Российской Федерации и Иркутской области?», он не сказал: «Да». Он сказал, что рассказал всё, что смог вспомнить», — отметил Карчевский.