IRCITY
Погода

Сейчас+4°C

Сейчас в Иркутске

Погода+4°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +2

0 м/c,

712мм 93%
Подробнее
USD 93,44
EUR 99,58
Город «Исчезающий Иркутск» Жертвы реставрации

Жертвы реставрации

Исторические дома, которые в Иркутске реконструировали по принципу «И так сойдёт».

Иркутск – один из немногих российских городов, где постепенно ведётся восстановление архитектурно-исторического наследия. Но если присмотреться к некоторым из объектов, становится понятно: восстановили совсем не то, что планировали. Мы собрали несколько примеров, когда к реставрации старинных зданий подходили небрежно, и в результате дома либо серьёзно пострадали, либо изменились до неузнаваемости.

Дом на улицы Софьи Перовской, 19/1

Сиреневый дом на Перовской, 19/1 с гигантской трубой

Уже несколько лет реализуется проект «Иркутские кварталы», который в том числе подразумевает восстановление деревянных зданий на территории бывшей «Шанхайки». Первый блин, впрочем, вышел комом.

Летом 2015 года на очищенном от торговых павильонов пустыре возле ТЦ «Шанхай-сити молл» восстановили небольшой двухэтажный деревянный дом – усадьбу Атафонова (у дореволюционного владельца дома фамилия была Агафонов, но памятник регистрировали с опечаткой, а ошибку исправлять не стали).

2017 год, обшивка деревянного сруба

В короткие сроки появился бревенчатый сруб, почему-то выкрашенный в яркий жёлтый цвет. Однако куда больше вопросов вызвал пристрой к дому с противоположной от улицы стороны – примыкающую часть здания облицевали сайдингом. В течение последующих 2 лет у пристроенного к усадьбе Атафонова мангала появилась огромная металлическая труба, высота которой более чем в два раза превышала высоту здания.

В 2017 году облик дома внезапно решили изменить: обшили бревенчатый сруб вагонкой и перекрасили в сиреневый цвет. В таком виде он стоит и сейчас, с одним лишь отличием – после жалобы в администрацию города владельца расположенного в доме заведения заставили убрать многометровую трубу.

Дом на улице Карла Либкнехта, 40

Недалеко от Центрального рынка на улице Карла Либкнехта многие годы стоял расселённый деревянный дом, который со временем лишь ветшал: кто-то выбивал окна, растаскивали бревна и шифер (на «Яндекс-панораме» состояние дома в 2014 году). Наконец, под конец 2016 года дом разобрали, на строительном заборе вывесили паспорт объекта со словами «Реставрация объекта культурного наследия регионального значения».

Работы продолжались всю зиму и весну 2017 года, и, после их завершения осенью того же года, внутри разместилось ритуальное агентство. Вот только узнать в новом здании старый дом затруднительно – между ними есть ряд отличий.

Состояние дома в июле 2017 года

Во-первых, отсутствуют некоторые элементы архитектурного убранства, в том числе на окнах почему-то не оказалось ставней, которые были на оригинальном доме и есть в паспорте объекта, во-вторых, видна банальная небрежность – большие щели между брёвнами, их грубая обработка, торчащий и местами вываливающийся утеплитель между ними. Новую металлическую ограду вокруг территории ритуального агентства закрепили прямо на доме, попросту прибив её к деревянному фасаду.

Общий вид дома после реставрации
Металлическое ограждение закреплено прямо на доме, из щелей торчит утеплитель, на окнах нет ставень
1 из 2
Общий вид дома после реставрации

В таком виде этот дом на сайте Агентства развития памятников Иркутска, которое курировало восстановление, был занесён в раздел «Отреставрированные ОКН» с пометкой «Работы по реставрации объекта культурного наследия окончены в октябре 2017 года». Но спустя год, осенью 2018 года, работы на объекте внезапно возобновились. Что будет по их завершении – исправят недостатки или, как с усадьбой Атафонова, просто добавят лишнюю обшивку – остаётся гадать.

Дом на улице Фурье, 5а

Флигель до реставрации
Отреставрированный флигель
1 из 2
Флигель до реставрации

Ещё одной «жертвой» инвесторов и АРПИ стал флигель усадьбы Горячкиной, который находится на улице Фурье, 5а. Одноэтажный домик стоит на отдалении от красной линии улицы, поэтому, вероятно, немногие могли заметить обстоятельства весьма странной реставрации.

Дело в том, что восстановления требовали деревянные элементы богатого убранства фасада дома. Но горе-реставраторы поступили проще: просто срезали повреждённые детали (особенно под крышей) и покрасили всё оставшееся. Вдобавок памятник закрыли от глаз горожан высоким забором из бирюзового профлиста.

Интересно, что на сайте АРПИ дом тоже перенесли в раздел «Отреставрированные ОКН», в котором он и значится. В конце описания «отреставрированного» памятника стоит гордо звучащая подпись: «Работы по реставрации объекта культурного наследия окончены в октябре 2015 года»

Дом на улице Байкальской, 5 (или 3)

Дом на Байкальской в 2013 году

С XIX века и до 2017 года в самом начале улицы Байкальской стоял одноэтажный, но достаточно большой по площади каменный дом №5, который, впрочем, часто прятали за огромными рекламными растяжками. Однако чуть больше года назад добротное здание возле торговой площади Павла Чекотова снесли.

На его месте с лета 2017 года начали возводить замену. Вскоре оказалось, что новое здание – не просто копия-новодел, а псевдоисторическая постройка «по мотивам» архитектуры XIX века. Причём автор проекта явно плохо знаком с её канонами – у нового здания странные пропорции, неуместные детали архитектурного убранства (на «Яндекс-панораме» начало строительства здания в 2017 году). Исправить эти ошибки теперь может только сам собственник – дом ранее был выведен из списка выявленных памятников, поэтому принудить воссоздать его в прежнем виде невозможно.

Дом на улице Тимирязева, 9

В июне 2016 года портал «Ирсити» в проекте «Исчезающий Иркутск» рассказывал о доме чиновницы Яковлевой на улице Тимирязева (на панораме «Яндекса» внешний вид дома в 2014 году), который застал как раз в процессе реставрации. Однако за период проведения работ дом, вероятно, вывели из списка памятников, что позволило инвестору не держаться обязательства в точности воссоздавать дом. И если в 2016-м объект курировал АРПИ, то сейчас на сайте организации его нет.

Дом на Тимирязева, 9 в 2017 году

В итоге горожане увидели соответствующий результат: торцы старинного здания облицевали современными материалами, появилось большое мансардное помещение, на фасаде разместили элементы, которых на оригинальном здании не было, при этом другие сильно изменились по форме и размерам. Вследствие этого детали убранства фасада заметно дисгармонируют и порой не сходятся. Исправить ситуацию может только владелец. Пока же он разве что ограничился сменой названия открывшегося в доме хостела – с «Vouage» на «Яковлев» (с какой-никакой, но исторической отсылкой).

Дом на улице Октябрьской революции, 18а (20)

Многие неравнодушные иркутяне неоднократно обращали внимание, что некоторые восстанавливаемые за счёт инвестора деревянные памятники прирастали дополнительными площадями. Людей старались успокаивать – мол, это лучше, чем ничего, инвесторам нужно окупать вложения, а миниатюрные старинные дома не всегда удовлетворяют их запросам.

Однако если в 130-м квартале появление цоколей высотой в целый этаж под деревянным новоделом (не памятниками) в условиях перепада рельефа ещё можно было понять, то отстроенные таким образом отдельно стоящие дома не могут не вызвать вопросы.

На улице Октябрьской революции и без того двухэтажный деревянный дом в глубине квартала стал трёхэтажным, причём новый цокольный этаж оказался самым большим по высоте.

Дом до начала работ на Октябрьской революции
Дом в 2015 году
Дом летом 2016 года
1 из 3
Дом до начала работ на Октябрьской революции

Интересно также, что с номером дома вышла путаница: на сайте АРПИ он значится под номером 20. На сайте региональной службы по охране памятников под этим номером проходит памятник регионального значения. Однако, судя по карте Иркутска, дом №20 находится на первой линии, а восстановленный дом проходит под номером 18а – памятника с таким адресом в Иркутске не существует.

На сайте АРПИ дом находится в числе объектов «на реставрации». Отмечается, что его назначение будет выбирать инвестор.

Дом на Декабрьских событий, 17

Восстановление деревянного дома №17 по улице Декабрьских событий продолжается уже около 5 лет. Сегодня его внешний облик далёк от завершения, хотя тепловой контур здания давно закрыт, установлены двери и окна, готова кровля. Также благоустроена прилегающая территория, а по периметру даже установлена ограда.

Тем не менее выстроенный деревянный дом существенно отличается от, во-первых, выставленного на сайте АРПИ проекта (вместо бревенчатого сруба на деле стоит дом из клееного бруса), во-вторых, мало похож на оригинальное здание, которое когда-то находилось на этом месте. Дело в совершенно иных пропорциях: например, совпадает количество окон, но отличается расстояние между ними, их форма.

1 из 2

По состоянию на 1 сентября 2018 года дом №17 по-прежнему значится в списке выявленных объектов. Интересно, что осенью 2018 года работы на объекте вновь возобновились – сейчас дом обшивают, «прячут» клееный брус под новый фасад.

Дом на Карла Маркса, 49

По адресу улица Карла Маркса, 49 находится объект культурного наследия регионального значения «Доходный дом Преловской А. К.». Это двухэтажное эклектичное здание с классицистическими элементами. Оно симметрично по строению, но не по цветовой гамме: слева можно увидеть фасад, отреставрированный осенью 2016, справа — других оттенков и с иными цветовыми акцентами.

Сегодня в здании располагаются организации, подконтрольные министерству здравоохранения Иркутской области. В 2016 году ведомство позаботилось о выделении средств только для половины здания, и в результате получившийся «полуреставрированный» памятник нарушает сразу два регламента – федеральный и муниципальный.

На муниципальном уровне в правилах благоустройства сказано, что фрагментарное изменение фасадных решений – нарушение. На федеральном уровне речь идёт о законе №73 «Об охране культурного наследия», в котором ясно говорится о запрете искажать первоначальный архитектурный замысел зарегистрированного памятника.

Кроме того, в 2017 году у дома Преловской заменили окна, да так неаккуратно, что некоторые из них даже спустя год опоясывает торчащая монтажная пена. Наконец, часть здания, находящаяся во дворе, и вовсе представляет из себя руины.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем