IRCITY
Погода

Сейчас-3°C

Сейчас в Иркутске

Погода-3°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -7

3 м/c,

вос.

709мм 86%
Подробнее
USD 93,29
EUR 99,56
Экономика Братская ГЭС - подвиг ради жемчужины сибирской энергетики

Братская ГЭС - подвиг ради жемчужины сибирской энергетики

...Он оглядывает своих ребят с раскрасневшимися от мороза и работы лицами, тяжёлые машины, ползающие по двухметровому льду, упирающиеся в сами небеса краны, всю ширь ангарского русла, а за ней – диабазовые скалы с вросшими в них красавицами-соснами...

Морозец в марте – обычное дело. Его длинные туманные клубы лениво поднимаются над Ангарой и висят так весь день. Он тут хозяин, скрывает ещё холодное солнце, нашёптывает слабому человеку: «Уйди». Но в Падунском сужении рычат тракторы, звенят пилы, трещит потревоженный лёд и разлетаются на разные лады человеческие голоса. Василич, проведя несколько часов по колено в ледяной воде и выдёргивая из неё огромные прозрачные глыбы, вдруг замирает, чтобы перевести дух. Он оглядывает своих ребят с раскрасневшимися от мороза и работы лицами, тяжёлые машины, ползающие по двухметровому льду, упирающиеся в сами небеса краны, всю ширь ангарского русла, а за ней – диабазовые скалы с вросшими в них красавицами-соснами. Здесь – среди тайги и песен комсомольцев – родится Братская ГЭС.

Одиннадцать часов в пути, 600 километров по ремонтируемой автодороге от Иркутска на северо-запад. И вот он – Братск. Город, покоряющий своими контрастами. Здесь милые советские пятиэтажки с тематическими орнаментами легко сочетаются с двухэтажными деревянными бараками и современными жилыми комплексами-двойниками. Братск включает в себя более десятка посёлков, разных по уровню развития. Между ними – густой, почти таёжный лес. К алюминиевому заводу и лесопромышленному комплексу примыкает центр города, , а в 25 километрах от центра раскинулся Падун, с которого и начинался современный Братск.

1 из 5

Первое зимовье «под Брацкими порогами» было поставлено в 1626 году отрядом казаков под руководством Максима Перфильева. Острог построен в 1631 году ближе к Падунскому порогу. После этого дважды переносился. Он был первым по времени из построенных на земле бурят, поэтому использовался как сторожевой пост для прикрытия пути с Енисея на Лену, как опорный пункт для сбора ясака с бурят, а также как место снаряжения экспедиций за Байкал. Город возник в связи со строительством Братской ГЭС, севернее посёлка Братска. Его перенесли на новое место. 12 декабря 1955 года он объединён с рядом других посёлков в город.

«По ночам волосы примерзали к подушкам»

Первым проводником небольшой группки журналистов в историю Братской гидроэлектростанции становится заведующая музеем «Братскгэсстроя» Наталья Гудкова – маленькая женщина с добрыми внимательными глазами. Она рассказывает, что мечты о строительстве плотины появились ещё в начале XIX века. Декабрист Пётр Муханов долго наблюдал за одним из самых грозных порогов на Ангаре – Падунским: «Зело крепок местный камень – диабаз, ежели с рачением великим использовать, можно этакое чудо на Ангаре построить – плотина воду подымет, судоходство будет доброе».

«Дрессировщик сибирских рек» Вадим Малышев в 30-х годах XX века выпустил книгу «Проблемы реки Ангары», где написал, что на Ангаре можно построить шесть ГЭС. Но планам этим помешала война. И только в 50-е великие инженерные умы Советского союза берутся за решение этой задачи.

По всей стране разносится призыв молодёжи на ударную советскую стройку в Сибирь. Представители около 70 национальностей съезжаются на строительство Братской ГЭС, много –вчерашних выпускников инженерных институтов или демобилизованных. 9 декабря 1954 года на левом берегу Ангары возникает первый палаточный лагерь – «зелёный городок», где за утеплёнными брезентовыми стенами от суровой стужи скрываются не только комнатки комсомольцев, но и книжный магазин, прачечная, медпункт, школа. «Как вспоминают первостроители, по ночам волосы покрывались инеем, примерзали к подушкам, замерзало всё, что могло замёрзнуть, даже хлеб рубили топором. Единственное, что всех объединяло – это мечта, что здесь, где гремел этот ангарский порог, где шумели вековые сосны, построят город», - вдохновенно говорит Наталья Гудкова.

1 из 5

В импровизированной палатке - печка-буржуйка, стол и стулья, чемоданы, гитара, кровать, на столе старенький патефон, который ласково выводит «Подмосковные вечера».

Морозы испытывали строителей зимой, а с весны и до самых холодов одолевал гнус. Это миллиарды кровососущих, которые почему-то дохли только в помещениях, и дети, и взрослые вынуждены были работать в накомарниках, но они мало защищали от назойливой мошки. Травили её гремучей смесью дуста с керосином, но насекомые приспосабливались к любым ядохимикатам. Исчез гнус после начала затопления ложа Братского водохранилища в 1961 году.

1 из 5

Поначалу палатки освещали керосиновыми лампами, работали энергопоезда, но стройке нужна была гарантированная электроэнергия. На тот момент уже была построена Иркутская ГЭС. И строителям первой ЛЭП-220 нужно было преодолеть 646 километров непроходимой тайги, болот и гор - от Иркутска до Братска. Эту стройку назвали «трассой мужества», во главе этого стоял участник Великой Отечественной войны, уже опытный гидростроитель Александр Южаков. Он построил линию за 2 года и 3 месяца вместо положенных 4 лет. Южакова поражала «выдержка зелёных юнцов», самоотверженность парней и девушек, стаптывающих ноги в кровь. Пищу и воду доставляли на вертолётах. Опоры везли из Комсомольска-на-Амуре, ставили их почти вручную. Работали, когда можно было и не работать – в минус 50-60 градусов. Первую опору поставили в 1956 году недалеко от села Биликтуй.

На строительство Братской ГЭС работали 800 предприятий, 120 научно-исследовательских институтов. В 1956 году в Братске начинают создавать единую базу стройиндустрии – вырастают морской порт, деревообрабатывающее, лесозаготовительное предприятия, завод железобетонных изделий и другие. Порядка 10 заводов снабжали проект абсолютно всеми необходимыми материалами.

Тело плотины укладывали из бетона, который подвозили на самосвалах круглый год – плюсовые температуры стоят лишь 80-100 дней в году, неизвестно, сколько бы времени было потрачено на строительство объекта. Самосвалы были непростые – бетон согревался с помощью газа, циркулирующего в толстых стенках кузова. На месте его необходимо было остудить до необходимой температуры – для этого придумали самую большую на тот момент холодильную установку, в трёхметровые кубы бетона замуровывали трубы, по которым подавали охлаждающий раствор. Из этих кубиков и укладывали тело плотины. Монтировали огромные водоводы по количеству гидроагрегатов диаметром с московское метро. По ним должно было поступать по 240 тонн воды, чтобы завести многотонное рабочее колесо турбины.

1 из 3

«Покорим тебя, Ангара»

Первоначально планировалось, что энергия Братской ГЭС будет обеспечивать работу военного комбината: его собирались строить для производства тяжёлой воды, которая использовалась в реакторах для синтеза плутония. Но пока шла разработка документации, технологии шагнули вперёд, реакторы стали уранграфитовыми, тяжёлая вода стала не нужна, а строительство уже было начато.

Пока власти обсуждали целесообразность создания ГЭС, а над ещё не построенной станцией нависла угроза заморозки, начальник управления «Братскгэсстороя» Иван Наймушин и его команда перекрыли Ангару. Это было легендарное перекрытие – со льда. В марте 1957 года на двухметровый лёд выходят люди и тяжёлая техника, делают майны, вытаскивая ровные куски льда – всего рабочие вытащили 2 тысячи вагонов прозрачных глыб. Затем на дно ставят «точно причерченный» деревянный ряж, сверху засыпают гравием и щебнем. Всего было поставлено 14 деревянных ряжей. Так люди отвоевали у Ангары две трети из 900 метров Падунского сужения.

Во главе строительства Братской ГЭС стояли два зубра отечественной гидроэнергетики – начальник «Брратскгэсстроя» Иван Наймушин и главный инженер управления Арон Гиндин. Наймушин родился в 1905 году в городе Котельниче Кировской области, в 19 лет едва мог поставить подпись за свою первую зарплату, в прошлом - батрак, шахтёр, грузчик, в 30 лет сел за парту рабфака горного института, начальником строительства в Братске стал на рубеже своего 50-летия. За свою жизнь создал 11 ГЭС. Погиб во время экспедиции к площадке новой Богучанской ГЭС 1 сентября 1977 года в результате крушения вертолёта, похоронен рядом с Братской гидроэлектростанцией.

Гиндин родился в 1903 году в Белоруссии в бедной еврейской семье. В годы Великой Отечественной войны руководил строительством оборонительных сооружений на военно-грузинской дороге, затем занимался восстановлением разрушенной во время войны Баксанской ГЭС. К 1954 году на его счету было уже 16 построенных электростанций. В январе 1955 года в числе первых строителей Гиндин прибыл к месту Братской ГЭС, где проработал до 1968 года. Инженеры вспоминали, что его любая планёрка и лекция приравнивались к выступлениям самых маститых энергетиков. Братская ГЭС была его любовью, его хобби, он называл её жемчужиной энергетики.

Обоим установлены памятники в Братске.

1 из 3

В 1959 году построили мост на металлических опорах, и «фронтальное перекрытие Ангары прошло словно скоротечный бой с интенсивностью 190 грузовых машин в час». Водители автомобилей, гружённых диабазовыми глыбами, делали по 25 ходок за ночь. С открытыми дверцами – чтобы в случае срыва не улететь в пучину вместе с грузовиком. Это было грандиозное действо: самосвалы постепенно поднимали кузов, чтобы выбросить диабазовую породу, вставали на задние колёса, словно кони на дыбы, а слетевшие огромные камни рассекали зелёные воды Ангары, выбрасывая вверх белую пену. Бой длился 19 часов - 15 тысяч кубометров скалы преградили путь воде.

С этого времени на стройку тянутся делегации из разных стран, в том числе приезжает посмотреть на чудо гидроэнергетики Фидель Кастро. Апофеозом мирового признания становится приезд международного конгресса по русловым плотинам во главе с Клаудио Марчелло. Он-то и сказал знаменитую фразу: «Сегодня гидростроители всего мира сели за парты перед строителями Братской ГЭС».

В июле 1961 года началось наполнение Братского водохранилища, но днём рождения Братского моря считается 1 сентября. После затопления уровень воды у плотины поднялся более чем на 100 метров. Для местного населения это была трагедия – 119 населённых пунктов на отметке 232 метра уходили под воду, в том числе и старый посёлок Братск, и первый палаточный лагерь – «зелёный городок».

Здание гидроэлектростанции было заложено в апреле 1961 года. А утром 28 ноября на стройку приехал первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв, который в ещё недостроенном машинном зале символически включил первый пусковой гидроагрегат. На самом деле агрегат уже был включён дежурным инженером в 0 часов 14 минут. Спустя 2 недели машину остановили с серьёзными повреждениями: подобные агрегаты использовались впервые не только в СССР, но и во всём мире.

Стол начальника "Братскгэсстроя" Ивана Наймушина
Первые квартиры братчан
1 из 3
Стол начальника "Братскгэсстроя" Ивана Наймушина

5 декабря дал ток второй агрегат. Конец 1961 - начало 1962 годов сопровождались серьёзными авариями на ГЭС – ведь даже самые опытные, маститые специалисты, стоявшие в начале Братской ГЭС, не могли предугадать всего. 12 декабря 1963-го были поставлены под промышленную нагрузку и включены в сеть единой энергетической системы Сибири 15-й и 16-й агрегаты Братской ГЭС. 9 мая 1964 вступил в строй центральный пульт управления станцией, руководить её работой теперь могли лишь два человека. 30 сентября 1964-го уложен последний кубометр бетона в тело плотины, 3 марта 1965-го уложены последние метры постоянного железнодорожного пути по гребню плотины. А 16 июня по плотине Братской ГЭС прошли первые грузовой и пассажирский поезда, 28 июля открыто автомобильное движение. 8 сентября 1967 года Государственная комиссия приняла Братский гидроузел в постоянную эксплуатацию с оценкой «отлично».

Оранжевый – цвет энергии

Сегодня Братская ГЭС является одной из крупнейших гидроэлектростанций в России и в мире. В среднем она вырабатывает 22 миллиарда киловатт-часов электроэнергии в год, в условиях маловодности озера Байкал – 16-17 миллиардов. Она обеспечивает работу крупнейших в стране предприятий, основную часть выработки забирает Братский алюминиевый завод.

1 из 4

От контрольно-пропускного пункта ведёт дорога, огибающая обтёсанные 60 лет назад диабазовые скалы. Ещё поворот – и открывается удивительный вид: огромная махина тела плотины с мирно бурлящей кругами водой. По длинному, почти в километр гребню грохочет товарный поезд. В машинный зал ведут высокие ворота, внутри всё сверкает чистотой, на белом фоне оранжевые гидроагрегаты выглядят ярко и гордо. Шум стоит жуткий, заглушает каждую реплику нашего второго проводника – замглавного инженера Юрия Дворянского. Ему и самому интересно отвечать на вопросы любопытствующих журналистов в защитных касках. Впервые он увидел ГЭС в 6 лет – его привёл работавший здесь отец. Мальчик смотрел во все глаза, с открытым ртом. После он хвастался друзьям в детском саду, а те – по-хорошему завидовали.

Замглавного инженера Братской ГЭС Юрий Дворянский
1 из 4

Он рассказывает, что конструкции гидроагрегатов Братской ГЭС не менялись с 1961 года, но всё это время проводится модернизация. С 2007 года здесь меняют рабочие колёса в рамках проекта «Новая энергия», который реализует компания «ЕвроСибЭнерго» на гидроэлектростанциях Ангаро-Енисейского каскада. За счет повышения КПД оборудования энергетики смогут увеличить выработку электроэнергии и одновременно рачительнее использовать водные ресурсы. Ожидается, что эффект «Новой энергии»» будет сопоставим со строительством новой гидроэлектростанции мощностью 400 МВт.

Из 18 гидроагрегатов Братской ГЭС усовершенствовано 12 – половина из них австрийские, половина – отечественные. Первые шесть заменены с 2007-го по 2010 годы, вторые – с 2013-го по 2016-й. Из современного – вся автоматика в том числе новый пульт управления.

«Рабочие колёса 1961 года выработали свой ресурс. У гидроагрегатов есть межремонтный период – 7 лет. За это время рабочее колесо подвержено кавитационному износу, мы пытаемся их ремонтировать, но профиль лопаток рабочего колеса в следствие ремонтов был изменён, что влияет на КПД. Рабочие колёса выполнены из чёрного металла, а он подвержен сильному кавитационному износу. Новые колёса сделаны из нержавеющего металла, их КПД на 6-8% выше старых. Они прослужат лет 100, а может, и больше. На новых колёсах даже при снижении напора, как сейчас, можно выработать больше электроэнергии, чем на старых колёсах», — поясняет необходимость замены Дворянский.

Макет гидроагрегата в разрезе
1 из 4

Каждое колесо перевозили на большегрузных машинах через всю Россию. Это занимало около 2 месяцев из-за погоды и качества дорог, кроме того, в каждом регионе нужно было получить согласование ГИБДД на проезд.

Процесс установки нового колеса занимает год и состоит из множества трудоёмких и ответственных работ. Рабочее колесо весом 104 тонны находится в нижней части гидроагрегата, поэтому машину нужно разобрать полностью, вытащить старое, прикрутить, отцентрировать новое. Эти работы делали работники гидроэлектростанции под руководством приезжего шеф-инженера, который следит за выполнением заводских регламентов. Всего на работы привлекались около 100 человек. Старые колёса уходят на металлолом, вырученные деньги идут в следующие инвестпрограммы.

1 из 2

Ежедневно обслуживанием станции занимается дежурная смена из семи человек. Два работают на пульте управления, три – в машинном зале, ещё два – на открытом распределительном устройстве (ОРУ). Смена длится 12 часов.

В ближайшее время сотрудники станции хотят «передохнуть» после замены рабочих колёс. Но впереди другой проект – замена кабельных линий 220 кВ, проходящих по двум вырубленным под землёй галереям. Длинна участка – 1 километр, затраты на модернизацию сопоставимы с заменой рабочего колеса.

***

Вот уже более 50 лет Братская ГЭС неустанно работает, грохочут огромные оранжевые гидроагрегаты, перемалывающие зелёно-синюю ангарскую воду, между ними ходят крепкие мужчины с морщинками между бровей. По плотине стучат тяжёлые товарные поезда, несутся машины. Гребень плотины удерживает высокое Братское море, на берегу которого отдыхают и туристы, и братчане. За полвека город разросся, первостроители постарели, многие из них – покинули мир. Но помнят старые грозные диабазовые скалы тот день, когда сон зелёной суровой тайги разрушил шум тракторов и бензопил, а свободолюбивая Ангара подчинилась инженерному уму человека.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем