IRCITY
Погода

Сейчас-1°C

Сейчас в Иркутске

Погода-1°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как -6

5 м/c,

с-з.

717мм 47%
Подробнее
USD 92,26
EUR 99,71
Город «Исчезающий Иркутск»: Разбитые витрины дома с лавкой на Декабристов

«Исчезающий Иркутск»: Разбитые витрины дома с лавкой на Декабристов

На углу улиц Ремесленная и Декабристов в предместье Рабочее стоит одноэтажный деревянный дом с облупившейся краской и витиеватой резьбой под крышей. Ещё совсем недавно здесь кипела жизнь. Теперь же окна и двери дома заколочены, сам он заброшен.

На углу улиц Ремесленная и Декабристов в предместье Рабочее стоит одноэтажный деревянный дом с облупившейся краской и витиеватой резьбой под крышей. Ещё совсем недавно здесь кипела жизнь. Теперь же окна и двери дома заколочены, сам он заброшен. Кто точно владел им неизвестно, но местные жители говорят – здесь всегда торговали. Фотограф Яна Ушакова, журналист Юлия Шинкарюк и историк Алексей Петров попытались воедино собрать историю дома.

Портал «ИрСити» и руководитель Клуба молодых учёных «Альянс» Алексей Петров запустили совместный проект «Исчезающий Иркутск» в ноябре 2014 года. С тех пор рассказано 50 историй о заброшенных, полуразрушенных памятниках архитектуры и просто знаковых для города зданиях, некоторые из них уже исчезли с карты Иркутска.

Заколоченная история дома с лавкой

На месте стало понятно, что побывать внутри дома, форма которого напоминает перевёрнутую букву Г, нам не удастся: все окна и двери намертво заколочены досками снаружи и во дворе. Как мы ни пытались оторвать хоть одну дощечку, чтобы приоткрыть тайны дома, дерево не поддалось на наши уговоры.

Внутри заброшенного двора – традиционная свалка. Рядом заполненные мусорные баки и крохотный кирпичный домик. С историком пробираемся через мусор, заросшую траву и разбросанные доски с торчащими гвоздями к пристрою здания. На двери защёлка – она легко открывается, но попасть внутрь всё равно не получается – небольшой брусок прибит к двери и к стене сооружения. Зато в щели можно разглядеть внутреннее «убранство»: разбитые стеклянные витрины, покосившиеся деревянные полки, наспех брошенные выцветшие фартуки.

На фонарном столбе перед домом прибита рекламная табличка, которая гласит, что по адресу Декабристов, 15 можно оптом приобрести игрушки. Больше никаких подсказок дом нам не даёт.

1 из 3

Перед визитом к дому №15 на улице Декабристов (бывшей Казанской) Алексей Петров обратился к старым газетам в поисках информации о нашем герое. Возраст дома определить ему точно не удалось, но известно, что церковь была построена в 1885 году, а территория вокруг неё застраивалась в конце XIX века.

Кто был первым владельцем деревянного дома – тоже загадка.

«Несколько раз в объявлениях встречалась фамилия Шнейдера. Дом №14 по Казанской действительно был домом Шнейдера, а дом №15 – в объявлениях фигурировал как просто жилой дом с лавкой. Вот объявление от 2 августа 1909 года: «Продаётся дом с лавкой и с обстановкой на углу улиц Казанская и Ремесленная. Обращаться дом Шнейдера, 14-15». Виктор Шнейдер – это купец второй гильдии, портной, занимался «торговлей своих изделий». У него был большой магазин на Карла Маркса (бывшей Большой), там он принимал заказы на пошив военного и гражданского платьев, шапок и фуражек. В его магазине даже был телефон! Номер 382. Тогда телефонов было немного», - зачитывает выдержки из своих записей Петров.

Другая фамилия, которая связана с деревянным памятником, появляется в газетах в разделе объявлений в 1910 году: «Продаётся дом Варламова, коровы стельные и дойные. Угол Ремесленной и Казанской, 14-15». Историк предположил, что Шнейдер в 1909 году продал дом Варламову, а тот через год также выставил его на продажу.

На сайте Агентства развития памятников Иркутска (АРПИ) указано, что здание №15 на улице Декабристов – это объект культурного наследия «Дом жилой» начала XX века и состоит из двух деревянных одноэтажных домов. Уже объявлен аукцион на реставрационные работы. Начальная стоимость работ - чуть более 1 миллиона рублей. Из аукционной документации следует, что сейчас дом имеет статус нежилого помещения, у него есть склад и навес. После реставрации АРПИ планирует продать здание.

1 из 3

Постоялый двор для барышень и единственный в районе магазин

Полной картины из объявлений газет прошлого века получить не удалось. За дополнительной информацией отправляемся к соседним домам. В деревянном здании напротив молодая женщина посоветовала обратиться к местным старожилам в доме №18.

Наперевес с ведром с водокачки мимо нас идёт бабушка лет 75-80. Представляемся, спрашиваем, как давно она здесь живёт и может ли что-нибудь рассказать о доме №15.

«Не знаю, ничего не знаю, не буду говорить», - отвечает бабуля, испуганно зыркая исподлобья, и ускоряет темп, расплёскивая воду из ведра.

Неприветливым оказался и хозяин каменного одноэтажного дома №18, пожилой мужчина (по словам соседки, старожил) в чёрной мятой майке и вытянутых на коленках трениках.

«Я тут недавно живу, не знаю, что там да как», - быстро говорит мужчина и захлопывает перед нами калитку.

На улице Ремесленной в нескольких домах на стук никто не отзывается. Возле открытых ворот зелёного деревянного дома №9 стоит женщина. Напуганная нашими расспросами отвечает, что ей надо позвать маму, наверняка она что-то знает. Выходит пожилая седовласая женщина, представляется – Татьяна Семёновна Губанова.

«Вот нашему дому 125 лет. Я здесь невесткой когда-то была, сейчас он принадлежит мне. Дед моего мужа, Фёдор Павлович, был конюхом. Он умер в 1950 году, а родился в 1870-м. У него здесь стояли повозки, телеги, сани, была конюшня. А дом на углу (Декабристов, 15 – ред.) был постоялым двором. Барышни ехали из Хабаровска, в нашем доме меняли им лошадей и телеги ремонтировали, а барышни в постоялом дворе чай пили и ждали. На этой улице раньше тротуары деревянные были, мне даже старинные фотографии муж показывал. Правда они сейчас после ремонта пропали куда-то», - рассказывает наша собеседница.

1 из 2

По словам Татьяны Семёновны, в советские годы в старинном доме был большой и хороший продовольственный магазин №15. Закрылся он около 3 лет назад, потому что администрация города подняла арендную плату за помещение с 40 до 80 тысяч рублей. Директор магазина не смог платить такие деньги и съехал.

«Теперь дом стал хламушником. Всё растащили, разграбили. А убранство дома было раньше красивое. Внутри были белые колонны. Свекровь рассказывала, что в дореволюционные времена там лежал паркет. Для барышень – кельи, чайные, где они ели и отдыхали. Слышала, что недавно этот дом хотели купить какие-то казаки. Но такую цену за эту развалюху загнули – 8 миллионов! Кстати, напротив нас, вот, в кирпичном доме, живёт Галя, она бухгалтером в этом магазине и работала», - кивает местная жительница в сторону соседнего дома.

Там нас встречает высокий мужчина в очках и пляжных шортах.

«Слушайте, моя мама сейчас на даче. А рассказать она вам могла только то, что 15 лет проработала там бухгалтером с 1970 года. Магазин №14, а не 15. Торговали всеми продуктами питания. Приказал долго жить он 5 лет назад. Я так понял, плату арендную подняли, и владельцы магазина съехали. Невыгодно им было. Видите, крышу кирпичного домика внутри двора этого дома, - машет рукой в сторону памятника культурного наследия мужчина, - это собственная кочегарка этого магазина. То есть надо было покупать уголь, завозить его и топить. Много затрат».

Мужчина вспомнил, что недавно кто-то хотел взять этот дом в аренду и даже начал делать там ремонт. Но снова всё забросил.

«Этот магазин раньше в околотке был самый посещаемый. Рынка «Знаменский» не было, и сюда все люди ходили. Во дворе рядом с ним ещё одно кирпичное здание есть. Вот там молоком торговали», - говорит он.

«Но какая тут красота? Он на сто раз перекрашен, переделан внутри, сейчас уже всё разграбили и разломали. Как бы его вообще не сожгли. Там дети постоянно лазили, проходной двор был, поэтому окошки заколотили буквально две недели назад. Я думаю, его сносить надо», - горько заключает житель улицы Ремесленная и прощается с нами.

Возвращаемся к старинному дому. Мимо нас проходит пожилая женщина с внуком, который тащит тачку, наполненную книгами с пожелтевшими страницами. Они идут вглубь двора, дальше кочегарки, мы – за ними. Там, в железных гаражах, пункт приёма макулатуры. Ждём, когда они отдадут свою поклажу и интересуемся историей дома №15.

«Я-то тут с 2000-х живу. Застала магазин. Потом он исчез. Я спросила продавца, когда они закрывались, почему такой красивый дом оставляют на опустение. Она ответила, что аренду им большую выставили. Я мимо него прохожу, у меня сердце кровью обливается. Его в прошлом году несколько раз поджигали. Это мы с внуком ходили окошки забивать. Мы сами в доме Шнейдера живём. Ремонтируем его своими силами», - рассказала бабушка, нервно дёргая замок на куртке.

«А вот я слышал, что этот дом принадлежал Казанской церкви», - раздался голос из гаража.

Приёмщик макулатуры, пожилой мужчина в джинсах и мастерке, вышел к нам, почесал ухо и добавил: «А вот кто в нём жил, я не в курсе».

1 из 3

По следам торговой летописи дома

Уже после нашего посещения памятника культурного наследия и общения с местными жителями, Алексей Петров выяснил, что торговали здесь всегда – с конца XIX до начала XXI веков. Первым владельцем лавки в этом доме был некий Матвеев. Из заметок старых иркутских газет гласит: «В ноябре 1906 года к Матвееву обратились два неизвестных субъекта и предложили купить пуд масла за 9 рублей. Каково же было удивление, когда бочонок масла был открыт, а там оказался обычный лёд, а злоумышленники просто исчезли». Домом же, скорее всего, владел тот самый Варламов, который продавал его и коров в придачу в 1910 году.

С приходом советской власти лавки были национализированы и переданы Иркутскому продовольственному обществу (ИРПО). Лавка на углу Декабристов и Ремесленной получила номер три. Здесь продавали продукты по низким ценам: муку, соль, спички, мыло, чай, овощи, махорку.

Позже магазин стал принадлежать «Иргорпищеторгу». В 40-е годы он получил номер 60. По информации историка, здесь часто были перебои с поставкой хлеба, за ним в магазин люди шли со всего района и к 10 часам утра хлеба на прилавках уже не было.

В 1947 году магазин снова меняет номер – №14. Теперь тут можно было не только купить продукты, но и крепко выпить: магазин стал рюмочной. Местные жители жаловались властям и обращались в газеты. Как писала «Восточно-Сибирская правда», продавщица рюмочной заявила, что «наше дело – торговать». Сотрудники милиции, которые сами были не прочь пропустить в этом магазине пару рюмок, не реагировали на жалобы людей.

Славные времена настали для магазина с приходом директора Варвары Васильевны Мошкиной. С 1935 года она работала уборщицей в магазине по соседству, стала интересоваться деятельностью продавцов и быстро всему выучилась. В конце 40-х её назначили директором магазина №14. По сообщениям газет, в конце каждого месяца работники проводили собрания, продавцы уважительно относились к покупателям, помещение стало чистым и уютным, а магазин получил славу одного из лучших в Иркутске. В 1953 году в газетах хвалили не только директора, но и продавцов – Таисию Петровну Федорову, Анну Павловну Пшеничных, Варвару Ивановну Соснину, лоточниц хлеба Новикову и Боброву.

Но, как рассказали местные жители, магазин пережил социализм, а вот капитализм не смог: конкуренция и повышенная арендная плата сделали своё дело.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем