Р!
13 НОЯБРЯ 2019
12 ноября 2019

Анатолий Бызов — о фотохудожниках, снимках в соцсетях и дурном вкусе

Что такое настоящая художественная фотография? Как правильно снимать, что нужно делать, чтобы стать настоящим фотографом и как социальные сети повлияли на качество фотографий, порталу «ИрСити» рассказал фотохудожник Анатолий Бызов.

Анатолий Яковлевич Бызов – фотограф, портретист, член Союза фотохудожников России, штатный фотограф Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова.

— Анатолий Яковлевич, вы окончили исторический факультет Иркутского государственного университета. Как из истории вы пришли к фотографии?

— Заканчивая школу, я думал о профессии фотокорреспондента. Но в то время в вузах такой подготовки практически не было, а журналистика в чистом виде меня особо не привлекала. Писать я люблю и могу, но заниматься этим в качестве основной деятельности не хотелось, поэтому из всех зол я выбрал меньшее: стал гуманитарием, поступив на исторический факультет Иркутского госуниверситета. Учиться было интересно, но история так и не смогла победить фотографию. По окончании учёбы занимался прикладной социологией, но через несколько лет ушёл в фотографию.

— А что стало переломным моментом, когда вы приняли такое решение?

— Видимо, это был вопрос времени. Занимаясь социологией, мне всегда хотелось проводить изучение своих объектов через объектив камеры. И однажды наступил такой момент, когда надо было сделать решительный шаг.

— Вас называют фотохудожником, считаете ли вы себя таковым? И чем фотохудожник отличается от обычного фотографа?

— Это спорный вопрос. Назвать себя фотохудожником вправе каждый, вне каких-либо критериев и обязательств. Существует Союз фотохудожников России, но члены этого Союза не имеют официального статуса «фотохудожник». Мы знаем много талантливых фотографов, как в прошлом, так и в настоящем, но ни один из них не возвеличивал себя таким образом. Йозефу Судеку достаточно было быть просто фотографом. Но каким! Всё измеряется степенью таланта. И временем.

Несколько слов о ступеньках в творчестве. Человек, который способен на что-то в фотографии, в своём развитии проходит несколько этапов. Сначала это любительская съёмка, фото на память. Затем начинается поиск композиции, ракурса, света — появляются уже более интересные снимки, которые приятно рассматривать. Снимок даже может быть принят на выставку или опубликован в журнале, но это ещё не вершина пути.

Настоящая художественная фотография – это не внешняя красивость, какой бы привлекательностью она не обладала, а внутренняя суть изображённых на ней объектов. Увидеть необыденное в обычном и суметь это передать в снимке – вот путь к художественной фотографии.

— На мой взгляд, фотография сейчас обесценилась. Как вы думаете, может произойти такое в будущем, что фотография будет стоять наравне с живописью?

— Она была и есть наравне с живописью, пусть не с самого начала, хотя это разные вещи. Даже в репортажной фотографии может быть художественность.

Скажу немного о ситуации в современной фотографии. С внедрением интернета на людей обрушилась лавина снимков, причём, мягко говоря, не лучшего качества. В своё время Анри Картье — Брессон изрёк: «Снимать можно хоть консервной банкой», имея ввиду, что аппарат – всего лишь рабочий инструмент, не надо придавать ему слишком большое значение. Сказанное ранее актуально и сейчас, вот только «консервная банка», даже самая простая, изменилась до неузнаваемости: в стандартных ситуациях работает безошибочно, не требуя от владельца даже минимальных технических навыков. И большинству неискушённых пользователей от фотографии стало казаться, что свет-то вовсе и не рисует (фотография – означает светопись), — это снимает камера, причём самостоятельно и теперь уже практически в любых условиях.

Так человек в обыденной жизни превращается в придаток к камере, фиксирующей такие же обыденные ситуации. Свою лепту вносят и социальные сети, в которых пользователи выкладывают неимоверное количество фоток — где был, что видел, что ел. Здесь же, в сетях, начинаются первые фотопробы с претензией на художественность. При этом всегда найдутся «оценщики», готовые «лайкать» любой снимок, поддерживая тем самым явно завышенные самооценки друг друга.

Всё это дезориентирует неискушённого зрителя и прививает дурной вкус. Современная техника – цифровой аппарат плюс компьютер – значительно упростила процесс получения фотографии. Плёночная аппаратура требовала большей осознанности при съёмке – ведь каждый кадр чего-то стоил, а ручная печать под увеличителем требовала развивать интуицию. Поэтому каждый авторский отпечаток мог обладать своей индивидуальной неповторимостью. Что там ручная печать! Сейчас и услугами мини-лабов почти не пользуются, всё в компьютере! Хотя, с другой стороны, зачем печатать, если съёмка идёт без разбора? Такое и на компьютере смотреть не очень-то хочется.

У нас в Иркутске сотни фотографов, предложений по съёмке море, многие снимают задешево. Я смотрю иногда снимки, которые выкладывают в интернете, и порой просто диву даюсь, как люди принимают такую работу, да ещё и платят за это деньги, ведь снято плохо – не с технической точки зрения, а с точки зрения содержания. Но раз берут, значит, не понимают, что такое хорошо, а что такое плохо.

Но неужели всё так печально? И как оценивать так называемый технический прогресс, хорошо это или плохо? На мой взгляд, не хорошо и не плохо. То что есть, следует принять и пережить, извлекая из данных обстоятельств положительные моменты. А плохую фотографию можно победить только хорошей.

— Как вы относитесь к популярным фоторедакторам, Photoshop и прочим фильтрам для фото? Они, по-вашему, портят фотографию или делают лучше?

— Фоторедакторы для обработки файлов – это всего лишь инструменты, и результат работы зависит от того, как ими воспользовались. Всё зависит от того, в чьих руках они находятся, какой у данного конкретного человека вкус, общий уровень культуры. Неумелое их использование может только навредить изображению, в умелых руках это хороший помощник.

— В 2010 году вышел ваш фотоальбом «Мгновения вечности», планируете вы сделать что-то ещё?

— Хотелось бы, конечно, но говорить об этом пока преждевременно. Хотя задумки есть, и я хочу, чтобы они воплотились в жизнь.

— Если у вас свои приёмы съёмки?

— Есть, как и у всех. Всё очень индивидуально. Когда я начинал читать первый курс в Байкальской академии фотографии, я сделал следующее. Пришёл на первое занятие и с серьёзным видом сказал: «Возьмите ручки и запишите: «Я — единственный и неповторимый фотограф». Затем сказал: «То, что вы написали, вы написали каждый о себе».

Меня повторить невозможно, также как и я повторить никого не смогу. Я могу показать, поделиться с кем-то своим опытом, но они всё равно сделают по-своему. По большому счёту секретов нет. Можно пытаться копировать чью-то манеру съёмки, технологию обработки, но это будет заведомо ухудшенный вариант оригинала, плохая копия.

Собственная индивидуальность живёт внутри у каждого. Я по-особенному работаю с людьми, я их чувствую, не боюсь и люблю, а потому, наверное, умею раскрывать. В процессе съёмки идёт постоянный энергетический обмен, связь фотографа с объектом — это может быть человек, пейзаж или даже камень. Обязательно надо «войти» в этот объект и только тогда что-то может получиться. Даже в репортаже своим энергетическим напряжением ты можешь пытаться притянуть к себе какие-то важные моменты.

Фотография – достаточно субъективная вещь. Человек себя отзеркаливает, что бы он ни делал, в том числе и в фотографии. Если человек сноб, то и фотографии его будут снобистские, если он лирик, то снимки будут лиричные. Сложившиеся мастера имеют свой почерк. Взять, к примеру, портреты Валерия Плотникова. Все такие разные лица, снятые в разных ситуациях – это в числителе. А в знаменателе – Плотников, который и делает их всех чем-то похожими друг на друга. Вот это и есть индивидуальная манера, лицо автора.

Что касается жанров фотографии, то я всеяден, снимаю практически во всех жанрах.

— А какую марку фотоаппарата вы используете и почему?

— У меня аппарат Nikon, причём не самый навороченный. По моему мнению, принципиально большой разницы между Nikon или Canon нет. Просто я с самого начала работал с Nikon, так и продолжаю работать с этими камерами.

Не аппарат снимает, а человек. Есть такой анекдот на эту тему. Пришёл фотограф в семью, сфотографировал, и через какое-то время приходит и приносит готовые, очень хорошие фотографии. Хозяйка усадила его за стол, стала угощать, нахваливая фотографа: «Какие у вас получились хорошие фотографии, у вас, наверное, очень хороший аппарат»! А фотограф ей в ответ: «У вас тоже очень вкусный обед, спасибо! Наверное, у вас очень хорошие кастрюли».

— У вас были выставки за рубежом, как в других странах относятся к фотографии?

— Была выставка в Пекине, она была посвящена Валентину Григорьевичу Распутину.

Фотографией интересуются везде, но выражают себя в разных странах по-разному. Мне кажется, что на Западе сейчас современная фотография больше идёт от ума. В такой фотографии больше искусственности, чем искусства. Считаю, что у нас, в России, а в Сибири особенно, в этом плане большой потенциал, потому что здесь больше сохранилось души. Важно сейчас суметь проявить этот потенциал.

— Как вы пришли к преподаванию?

— Года четыре назад мне предложили вести курс в Байкальской академии фотографии по портрету. Попробовал себя вначале на мастер-классе, а потом стал вести курсы. Было интересно делиться своим опытом.

— Кого из своих учеников вы считаете лучшими?

— Было много интересных, способных людей. Вот, например, Светлана Бандурка, у которой не так давно было открытие выставки «БутылКИНО». У неё коллекция бутылок, и она из них делает различные сюжеты: у начальника, похороны, в аптеке, любовь и так далее. Также она сделала интересную работу совместно с Еленой Мироновой по Питеру – фотографии и тексты. Очень талантливый человек, но при этом очень скромный. В жизни чаще приходится сталкиваться с обратной картиной, когда фотографы с гораздо меньшими способностями очень успешно себя пиарят. Также мог бы отметить Евгению Станевич, сейчас она преподаёт в Байкальской Академии фотографии.

— Сложно ли новичку в фотографии? Существуют ли технические или психологические барьеры?

— Я считаю, что многое зависит от потенциала. Не раз замечал: кто-то занимается фотографией давно и упорно, а уровень не сильно вырос. Другой же через 1,5-2 года уже показывает интересные результаты. Ну, и не менее важно, как правильно распорядиться своими способностями, чтобы их не растерять или не променять на более «выгодный» товар – в коммерческой сфере, например.

— Кто для вас пример для подражания и что вы можете посоветовать молодым фотографам?

— Я предпочитаю классику. Это Йозеф Судек и Анри Картье-Брессон. Фотографии Брессона это даже не репортаж, не жанровая фотография, это гораздо большее. К тому же это готовый учебник по композиции: глядя на эти снимки, начинаешь постигать её сущность. Могу ещё посоветовать такой приём: смотрите на эти фотографии и пытайтесь что-нибудь в них изменить, «улучшить» композицию – рукой или картонкой прикрыть ту или иную «лишнюю» деталь или «обрезать» часть снимка. И вы увидите, как всё мгновенно разрушится. Идеально сложенная композиция не поддаётся редактированию!

Ещё есть интересная книга Александра Лапина «Фотография как». Кто уже серьёзно занимается фотографией, рекомендую ознакомиться.

Ещё посоветовал бы не увлекаться количеством. В любом отношении. Количеством аппаратуры, оптики, света. Начинать лучше с простого аппарата и с простого света, для начала – естественного. Я всегда говорю, если хотите снимать портрет, то для начала возьмите недорогие вспышку, стойку и зонт и работайте с одним источником. Уверяю, и в этом случае можно получать хороший результат. Также и с аппаратом – нужно почувствовать его возможности.

Повторю: снимает не аппарат, а человек. Кроме того, я считаю, что работать над собой нужно не только в области фотографии. Очень полезно интересоваться и живописью, и литературой, и музыкой. Человек должен наполнится всесторонне, и чем больше будет это наполнение, тем результат будет лучше.

Добавить отзыв

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить
  • Правила
ОБСУЖДАЕМОЕ
ОБСУЖДАЕМОЕ
ОБСУЖДАЕМОЕ
ОБСУЖДАЕМОЕ
ОБСУЖДАЕМОЕ
ОБСУЖДАЕМОЕ
ОБСУЖДАЕМОЕ