Р!
21 НОЯБРЯ 2019
20 ноября 2019

Ледокол «Ангара»: судьба длиною в век

Арбитражный суд Иркутской области 9 июля поставил точку в длительном судебном споре по поводу ледокола «Ангара» между министерством имущественных отношений региона и областным отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ИРО ВООПиК), который длился с сентября 2013 года.

Так, суд удовлетворил иск минимущества о передаче спорного объекта, которым на протяжении 23 лет пользовалась общественная организация, ему в собственность. В течение 30 дней решение суда вступит в силу. За этот срок Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры должно освободить объект, однако у них есть возможность оспорить его в вышестоящей инстанции – Четвёртом арбитражном апелляционном суде, расположенном в Чите. Этим они намерены заняться в ближайшее время, сообщил 28 июля корреспонденту ИА «БайкалПост» представитель ИРО ВООПиК.

Ржавый балласт

История с ледоколом началась еще с XX века. В 1967 году «Ангару», которой на тот момент было почти 70 лет, передали Иркутскому областному комитету ДОСААФ, отбуксировав в Иркутское водохранилище. Сначала она стояла в заливе на 21-м, потом на 28-м километре Байкальского тракта. А в 1975 году ДОСААФ отказался от «ржавого балласта».

«Ангара» — паровой ледокол российского и советского флотов, ныне корабль-музей. Старейший из сохранившихся ледоколов в мире и один из пяти кораблей дореволюционной постройки. Стал музеем 5 ноября 1990, заняв пoчетнoе мeстo у специального пирса в микрорайоне Солнечный города Иркутска. Построен в 1899 году в Ньюкасле (Англия), в разобранном виде доставлен на озеро Байкал, собран в селе Лиственичном, с 1 августа 1900 года начал совершать грузовые и пассажирские рейсы. С 1907 до конца 1916 корабль стоял на приколе. В 1918 году «Ангара» была национализирована и летом 1918 года, вооружённая пушками и пулемётами, участвовала в боевых действиях на стороне Советов. В 1921–1960 годах «Ангара» в качестве ледокольного судна совершала рейсы по Байкалу, перевозя грузы и пассажиров, буксируя баржи. В дальнейшем из-за отсутствия должного надзора судно перенесло пожар и дважды тонуло. В 1988 году началось восстановление «Ангары», которое было организовано отделением ВООПИК при активном участии общественности. Судоремонтники очистили судно от грязи, привели в рабочее состояние двигатель, восстановили надстройки и коммуникации корабля. В марте 1991 года организованный на нём музей истории судоходства принял первых посетителей. Корабль является уникальным памятником истории техники.

Накануне празднования 60-летия Октябрьской революции – в 1977 году — горисполком принял решение о восстановлении судна и об открытии на нем музея истории революции и Гражданской войны в Сибири. «Ангару» отбуксировали сначала в залив у плотины ГЭС, затем — в водохранилище у Мельничной пади, где из-за сильного ветра она опрокинулась набок и наполовину затонула. В воде легендарный ледокол провел несколько лет. Общественность города искала способы привлечь внимание властей к погибающему кораблю, найти средства на его восстановление.

Чиновники отнеслись к этому без энтузиазма, ссылались на отсутствие денег, технические причины. На пленуме Иркутского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) было решено собрать средства на ремонтно-восстановительные работы за счёт добровольных взносов от граждан и трудовых коллективов и официально сообщить об этом горисполкому. Летом 1988-го началась подготовка к поднятию «Ангары», а уже в январе следующего года в Чертугеевском заливе на судне полным ходом шла работа по восстановлению ледокола. В 1990 году отреставрированный ледокол занял своё почётное место в заливе ГЭС в микрорайоне Солнечный Иркутска у специально построенного пирса. «Ангару», переданную в безвозмездное пользование Иркутскому отделению ВООПиК, открыли весной 1991 года.

До 2000 года в ледоколе размещалась экспозиция Иркутского краеведческого музея «История судоходства на Ангаре и Байкале». После этого ледокол перешёл в ведение областного департамента имущественных отношений, которое заключило с организацией договор безвозмездного пользования. При этом, ВООПиК несколько раз пытался получить ледокол в собственность, однако эти попытки никак не могли увенчаться успехом. Кроме того, в мае 2012 года Восточно-Сибирское управление государственного речного надзора, проведя очередную проверку, обязало ИРО ВООПИК устранить множество нарушений. А в январе 2013 года министерство имущественных отношений Иркутской области предложило организации либо провести ремонт ледокола и устранить все перечисленные нарушения, либо расторгнуть договор безвозмездного пользования. ИРО ВООПИК отказались от ремонтных работы, в связи с чем минимущества в июне 2013 года подало об освобождении и передаче ему объектов в Арбитражный суд Иркутской области. ИРО ВООПИК ответило на заявление встречным иском, в котором требовало признать недействительным договор безвозмездного пользования, заключённый в 2000 году, и передать ему ледокол в собственность. Однако суд всё же принял решение в пользу властей.

Спасательная операция

В настоящее время ледокол «Ангара» закреплен за областным учреждением «Аварийно-спасательная служба Иркутской области» (АСС) для приведения судна в надлежащее техническое состояние, а также для дальнейшего обслуживания судна, сообщили «БайкалПост» в министерстве имущественных отношений Иркутской области. Такое решение принято в связи с наличием в штате учреждения сотрудников, аттестованных для соответствующего вида работ.

Обследование и восстановительные работы на ледоколе «Ангара» начнутся в ближайшее время. Предполагается, что аттестованные специалисты АСС проведут обследование технического состояния ледокола, в том числе с привлечением водолазов для обследования состояния днища судна, а также восстановительные работы. В дальнейшем сотрудники АСС будут поддерживать надлежащее техническое состояние ледокола и обеспечивать безопасность посетителей в случае возможных чрезвычайных ситуаций. На судне предполагается предусмотреть пост спасателей.

После проведённых восстановительных мероприятий на ледоколе будет размещена историческая экспозиция, которую организует Иркутский областной краеведческий музей. Как сообщил корреспонденту ИА «БайкалПост» специалист отдела развития и работы со СМИ музея Владислав Демешков, ледокол останется на прежнем месте и будет сохранен как памятник истории и судостроения.

«Пока точно неизвестно, какие именно экспонаты будут представлены на корабле-музее. Конечно, тематика будет посвящена самому ледоколу, а также истории судоходства по Байкалу и Ангаре. По этим темам можно отобрать много интересного материала, который непременно понравится посетителям. Но для начала мы хотим организовать баннерную композицию из фотографий и документов, посвящённых истории судна», — сообщил Владислав Демешков.

Что же касается полноценной экспозиции, то, по его словам, в её создании проблем не возникнет. В фондах краеведческого музея содержится более тысячи экспонатов, которые относятся не только к истории ледокола, но и истории судоходства Иркутской области. В их числе навигационное оборудование, предметы, принадлежащие судовладельцам и членам экипажа, карты и фотоматериалы.

«Как только будет заключён договор безвозмездного пользования, так сразу мы приступим к подготовке выставки. Пока он не заключён. Это зависит не от нас, а от областной администрации. Когда всё будет подписано, тогда мы и начнём этим заниматься. Мы рассчитываем, что полноценный музей сможем организовать в течение 6 месяцев», — отметил Демешков.

Неопределённый срок

Как скоро на ледоколе появится полноценная экспозиция и как всё же завершится эта история, остаётся только гадать. Если же сотрудники ИРО ВООПиК всё-таки подадут апелляцию, то эта «делёжка» может сильно затянуться. Министр имущества Приангарья Антон Протасов утверждает, что их усилия напрасны и задержка запланированных работ в случае повторных судебных споров не превысит двух месяцев.

А справедливо ли забирать у Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры то, что они своими силами и средствами восстановили и сохраняли почти четверть века? Почему же властям была безралична судьба ледокола в 90-х годах прошлого века, а сейчас он срочно всем понадобился? В этом вопросе есть только юридическая точа зрения, человеческой здесь даже не пахнет.

Добавить отзыв

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить
  • Правила