Р!
20 ИЮЛЯ 2019
18 июля 2019

Преобразование Ангарска и Ангарского района – панацея от двоевластия?

Правительство Иркутской области занялось разработкой вариантов решения многолетней проблемы: преобразование Ангарска и Ангарского района в единый городской округ. Эти варианты будут предложены населению на референдуме, который, если всё получится оперативно и слаженно, может состояться уже в 2015 году. И власти, и эксперты связывают с преобразованием Ангарского муниципального образования большие надежды: это, по их мнению, может решить не только социальные проблемы, но и вывести власть муниципалитета из кризиса.

В начале лета губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко заявил, что правительство начало работу над объединением Ангарска и Ангарского района в единый муниципалитет. Через месяц его первый заместитель Виктор Игнатенко на пресс-конференции подтвердил его слова, представив журналистам несколько вариантов, которые региональные власти могут предложить местному населению.

Одним из них стал, наверно, самый социальный, но не самый простой. Речь идёт об отнесении посёлка Мегета в соседний Иркутский район, а Савватеевки и Одинска – в Усольский район. Тем самым сёла сохранили бы за собой статусы муниципальных образований. «У сельских поселений появились свои бюджеты, свои представительные органы, определённые права, появилась возможность решать вопросы на местах, появились главы сельских поселений, которые решают вопросы, связанные с сельским хозяйством – основной деятельностью жителей этих сёл, и многое другое. Поэтому при проведении выборов должны быть гарантированно соблюдены права жителей сёл», — говорил Игнатенко. Но при этом, даже если местное население с радостью схватится за этот вариант, не факт, что районы с таким же восторгом распахнут свои объятия. По словам, Игнатенко, специалистам предстоит провести масштабную работу, чтобы договориться со всеми возможными участниками процесса.

Противоположным является вариант объединения Ангарска с Савватеевкой, Мегетом и Одинском при полной утрате сёлами самостоятельности и всего того, что Игнатенко назвал «выигрышем» маленьких муниципалитетов после реформы 2004 года, когда район и город разъединили.

Администрации сельских поселений не стали комментировать какие-либо варианты, пока не пройдут выборы в думу Ангарского района, которая, кстати, станет одним из участников объединительного процесса. И.о. главы Мегета Олеся Тюндерова рассказала ИА «БайкалПост», что в 2012 году проводились слушания по поводу объединения Ангарска, Мегета, Одинска и Савватеевки в городской округ на базе Ангарского района. «Тогда на публичных слушаниях население положительно высказалось за объединение, но дума не приняла такого решения. Недостаточно было голосов. Мнение депутатов разделилось», — пояснила собеседница агентства.

Сам Ангарск, занимающий третье место по численности населения после Иркутска и Братска, но имеющий статус городского поселения, по мнению экспертов, выиграет от преобразований в любом случае. Став городским округом, Ангарск приобретёт, прежде всего, самостоятельность в привлечении на свою территорию инвесторов, распределении собственных бюджетных средств на строительство детских садов, ремонт больниц и поликлиник. Кроме того, Ангарск будет иметь прямую связь с региональным и федеральным бюджетом, а также сможет заявляться на участие в госпрограммах.

Заместитель декана по внеучебной работе и связям с общественностью исторического факультета Иркутского государственного университета Алексей Петров согласился, что ангарчане от преобразования выиграют: «А вот с малыми населёнными пунктами, чтобы они не почувствовали себя обиженными и обделёнными, нужно договариваться. Недавно прочитал мнение, что Ангарский район — аморфное образование, Мегет тяготеет к Иркутску — с точки зрения территориальной близости, а Савватеевка и Одинск вернут в Усольский район, где они и были. Это трудно, но выполнимо».

Ангарский район был создан в 1993 году. Территория площадью почти 72 тысячи гектаров была выделена Ангарску из Иркутского и Усольского районов. Через четыре года территория в границах района с городом во главе стала Ангарским муниципальным образованием. В 2004 году в результате реформы местного самоуправления региональные власти разъединили город и район. В ноябре 2011 года депутаты думы Ангарска и Ангарского района приняли решение об объединении города и района в единый Ангарский городской округ, которое было запланировано на октябрь 2012 года. 4 марта 2012 года по этому поводу были проведены публичные слушания, в результате которых 85% избирателей высказались за преобразование района и города, однако дальнейших шагов по изменению статуса территории местные и региональные власти так и не предприняли.

Эксперт поддержал позицию региональных властей о том, что ангарская реформа излечит затянувшуюся болезнь территории – двоевластие. Петров подчеркнул, что реформа 2004 года была ошибочной. «Проблема двоевластия — это когда 95% жителей Ангарска имеют то же, что и 5% жителей Одинска, Мегета и Савватеевки. Но это как-то не совсем правильно. Также двоевластие – это дубляж всех структур в администрациях, перетягивание канатов», — отметил эксперт. По его мнению, итогом реформы стал политический кризис, разразившийся в муниципалитете.

Так, в марте 2014 года в отношении мэра Ангарска Владимира Жукова было возбуждено уголовное дело по факту растраты бюджетных денежных средств. Во время обысков следователи обнаружили в кабинете мэра 600 тысяч рублей. В этот день у Жукова случился сердечный приступ. После госпитализации в местную больницу он самовольно покинул медучреждение и уехал в Улан-Удэ, а затем в Москву. Через несколько дней мэр выписался и успел даже поработать в Крыме. Ни на один из допросов глава города не явился. А 30 апреля следователи объявили мэра в федеральный розыск. В июне беглого мэра задержали в Белоруссии. Жукова предположительно экстрадируют в Россию в августе.

Кроме того, весной была признана нелегитимной дума Ангарского района созыва 2010—2015 годов. В думу были избраны 15 депутатов. Позже из её состава вышли Владимир Жуков, которого избрали мэром Ангарска, Сергей Бренюк и Олег Тюменев, перешедшие на работу в Законодательное собрание Иркутской области. А в декабре 2013 года трое депутатов – Игорь Агафонов, Александр Куранов и Александр Горобец – досрочно сложили свои полномочия из-за многочисленных конфликтов с исполнительной властью. Ещё один депутат – Ирина Ермакова – скоропостижно скончалась.

В результате 14 сентября в Ангарском районе пройдут выборы главы и представительного органа. Одним из кандидатов стал вышеупомянутый депутат заксобрания Сергей Бренюк, который собирается «решать проблему двоевластия». «Такой пример. Ко мне, как к депутату заксобрания, обращается ветеран боевых действий, которые не может получить земельный участок под индивидуальное жилищное строительство. Он говорит: «Иду в районную власть, мне говорят, что надо идти в городской департамент по управлению муниципальным имуществом, иду туда – меня отправляют в КУМИ (комитет по управлению муниципальным имуществом – ред. ) района. Если удастся преобразовать муниципалитет, то многие такие проблемы снимутся. Было бы лучше: вот есть Ангарск и там только одна власть, а не две – районная и городская. Для граждан это было бы гораздо удобнее», — комментирует Бренюк.

Игнатенко в своих заявлениях несколько раз подчёркивал, что только жители всех муниципальных образований могут принять решение о преобразовании самостоятельно. Причём условий, по которым референдум может быть признан легитимным, масса. Главные — явка более 50% и более 50% избирателей, принявших участие в голосованиях, должны высказать своё мнение.

Как рассказал ИА «БайкалПост» директор Института законодательства и правовой информации имени Михаила Сперанского, который как раз и занимается выработкой оптимального варианта, Алексей Петров, преобразование Ангарска и Ангарского района может стать прецедентом, так как Иркутская область фактически не имеет никакого опыта в конструировании своих муниципалитетов. Подобная идея появлялась в 2007 году. Тогда власти хотели объединить Шелехов и Шелеховский район, однако этого не произошло. «Там было очень плохое юридическое сопровождение этого процесса, и на нарушение закона область не пошла. Я сейчас плохо помню детали той истории — это было семь лет назад. Но там были фундаментальные нарушения при организации голосования: вопрос был поставлен не в соответствии с законом, плюс проект закона области о преобразовании муниципалитетов содержал нарушения федерального законодательства», — пояснил Петров.

Как и Ангарск, город Шелехов в 2004 году не был наделён статусом городского округа. Кроме него, в Шелеховский район вошли ещё пять муниципальных образований: сёла Баклаши, Олха, Подкаменск и Шаманск, а также городское поселение Большой Луг. Тема обсуждалась в одной из статей Сибирского юридического вестника, «Шелеховский муниципальный район может быть представлен фактически не как объединение примерно одинаковых муниципальных образований, а объединение вокруг Шелехова поселений с сохранением доминирующего положения города». Поэтому было принято решение объединить все шесть муниципальных образований в единый городской округ. Референдум состоялся 11 марта 2007 года. Явка населения составила 69%, 97% из них высказались за объдинение. Референдум был признан состоявшимся. Однако заксобрание не приняло областной закон, который бы официально закрепил итоги референдума, из-за того, что документы по голосованиям не соответствовали федеральному законодательству, а также не был принят генеральный план нового городского округа, предусматривающий территории, необходимые для развития социальной и транспортной инфраструктуры.

Петров оставил без комментариев возможные варианты преобразования Ангарска и Ангарского района: «Такая информация не разглашается в ходе консультаций. Прилагаем усилия для того, чтобы обеспечить юридическую безопасность будущих решений, поэтому соблюдаем аккуратность». Также он не стал детализировать, что именно может быть предложено избирателям на референдуме: выбор одного из нескольких вариантов или голосование за или против одного варианта. Петров лишь отметил, что институту дана установка: «выработать и реализовать юридически выверенное решение». На вопрос, насколько трудно будет это сделать, он ответил лишь: «Это непросто. Федеральное законодательство неидеально».

Ни эксперты, ни представители власти не могут сделать конкретных прогнозов, как изменится ситуация в муниципалитете. Одна из жительниц Ангарска позитивно оценила возможные перемены: «Когда нужно было заверять какие-нибудь документы, приходилось ходить в две думы. А ещё у нас всегда было два главы администраций, которые не могли между собой договориться». Другая отнеслась к этой идее скептически: «Для людей это, возможно, к лучшему: будет одна инфраструктура. Идея очень старинная. Но мне кажется, что ещё много лет ничего не решится. Запнутся где-нибудь на обсуждении, и всё. И вообще, о чём может идти речь, если у нас мэр в Белоруссии ждёт депортации?».

Все сходятся к тому, что региональным властям предстоит провести очень большую работу и не только над возможными вариантами. Областные юристы должны будут провести массу консультаций с местными органами власти, чтобы не повторить ошибок прошлого, а также с жителями, которым нужно объяснить, какие выгоды они получат после завершения процесса.

Добавить отзыв

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить
  • Правила